Воронцовский дворец-музей готовится к 100-летнему юбилею

000

Алупкинский дворец генерал-губернатора Новороссийского края князя Михаила Семеновича Воронцова, героя войны 1812 года, выдающегося русского государственного и военного деятеля. За последние 100 лет дворец дважды чудом избежал уничтожения, был официальной резиденцией британского премьера Уинстона Черчилля в дни Ялтинской конференции 1945 года.

История строительства Воронцовского дворца. Проект Воронцовского дворца был сделан в 1823 году английским архитектором Эдуардом Блором, одним из создателей Букингемского дворца в Лондоне. Строительство дворца в Алупке началось почти 200 лет назад по проектам английских архитекторов Томаса Харрисона и Франческо Боффо. С 1828 по 1830 годы проект дворца редактировался, заготавливался материал для строительства. Однако настоящая стройка началась с закладкой первых камней только в марте 1830 года. Строительством дворца руководил ученик Эдуарда Блора английский архитектор Уильям Гунт. Именно Уильям Гунт внёс в основной проект дворца свои поправки в соответствии с рельефом местности.

На самом деле Воронцовский дворец гораздо старше, чем его нынешний музейный статус. В 2028 году будет отмечаться 200-летие южной резиденции графа Воронцова. Башенные часы Воронцовского дворца старше Биг-Бена.

воронцов-k

В марте 1922 года дворец Воронцова вместе с семью другими дворцами крымского полуострова стал учреждением культуры. Специально созданный отдел Крымохрис («Крым-охрана-истории») занимался приведением в порядок и охраной огромного художественного наследия, оставленного во дворцах и имениях недавно эмигрировавших за границу хозяев. Вёлся учёт предметов искусств, для контроля и сохранения памятников и художественных ценностей. В кратчайшие сроки сотрудники Крымохриса собрали 15 тысяч экспонатов из национализированных ялтинских имений русской аристократии и направили их для создания экспозиций алупкинского дворца-музея. К концу 1922 года в Воронцовском дворце-музее было собрано 40 тысяч предметов искусства и интерьера.

Голубая гостиная Алупкинского дворца . В 1863 году здесь выступал один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин

Голубая гостиная Алупкинского дворца . В 1863 году здесь выступал один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин.

— Однако через несколько лет возобладала другая доктрина, Крым стал всесоюзной здравницей для трудящихся, — рассказал заместитель директора Алупкинского музея-заповедника Константин Касперович. — Тогда Ливадийский дворец стал санаторием для колхозников. В 1927 году был ликвидирован Крымохрис, а год спустя дворец остался единственным из восьми, сохранившим музейный статус.

Новые трудные времена ожидали Воронцовский дворец в годы Великой Отечественной войны. При отступлении Красной армии Алупка на несколько дней осталась без власти, всех сотрудников музея загодя уволили, неизвестно куда исчез его директор Андрей Щербатюк. Чтобы памятник не достался фашистам, здание дворца должны были сжечь. Уже горел дворец Дюльбер, малый Ливадийский дворец, многие здания в самой Ялте.

воронц-дв

До захвата фашистами Крыма, советская администрация намеревались эвакуировать из Крыма экспонаты  Воронцовского дворца — 40 тысяч предметов искусства и интерьера, упакованные в 144 ящика, но власти смогли предоставить автотранспорт только под 34 ящика, которые прибыли в порт Ялты для погрузки на теплоход «Армения». В результате немецкой бомбардировки теплоход «Армения» затонул ещё при подходе к Ялте…

В то время коллекцию Воронцовского дворцаспас старший научный сотрудник музея Степан Щеколдин, ставший новым директором музея в период гитлеровской оккупации.

00-степан Щеколдин

В декабре 1941 году Степан Щеколдин работал заместитель директора дворца-музея в Алупке, съездил в порт Ялты и разыскал там 34 ящика с экспонатами Воронцовского музея, подготовленные к эвакуации из Крыма, они лежали прямо на причальной стенке мола ялтинского порта. В Ялтинском порту царила большая неразбериха, были полностью разграблены семь ящиков с экспонатами дворца, в которых был в основном, фарфор.

— Семь ящиков разграбили в ялтинском порту, — рассказал Константин Касперович. — В основном это были картины и гравюры из коллекции Русского музея, перед войной экспонировавшиеся в Алупке. После войны вещи из Алупкинского дворца находили в домах и квартирах ялтинцев.

Щеколдину удалось убедить немцев вернуть 18 ящиков в музей, но остальные 9 ящиков попали в руки мародеров Альфреда Розенберга, руководившего разграблением культурных ценностей на оккупированных территориях.

В залах и коридорах Воронцовского дворца остался без движения 101 большой ящик, каждый из которых был наполнен предметами музейной коллекции.

В дальнейшем Степану Щеколдину удалось получить от Альфреда Розенберга охранную грамоту, запрещавшую немецким комендантам трогать что-либо из предметов дворца без специального разрешения рейхскомиссариата. Под руководством Щеколдина музей в Алупке продолжал работать в годы оккупации. В это время дворец посещал король Румынии Михай I со свитой и фюрером этой страны Ионом Антонеску. Возможно именно тогда они присмотрели себе в Крыму ценности. Из рассекреченных ФСБ документов стали известны новые подробности ограбления Воронцовского музея.

Эрвин Густав Йенеке (слева в первом ряду) на судебном процессе в Севастополе

Эрвин Густав Йенеке (слева в первом ряду) на судебном процессе в Севастополе

Стали доступны протоколы допросов генерал-полковника вермахта Эрвина Густава Йенеке,  назначенного 1 июня 1943 года командующим 17-й полевой армией. С 15 октября 1943 года и до 30 апреля 1944 года Эрвин Йенеке командовал оккупационными частями вермахта в в Крыму и на Кавказе. Из протокола допроса стало известно какие ценности похитил в Воронцовском дворце лично Эрвин Йенеке:

«Весной 1944 года через майора Виарда из отдела Т-3 я получил приказ о передаче румынскому военному министру семи музейных редкостей из дворца Воронцова. Мною было передано в Симферополе генералу Швабу несколько книг на древнем румынском языке, кинжалы с древними румынскими надписями и две вышитые картины, изображающие персидского шаха с женой».

политик хагорта

Откуда в музее картины Хогарта?

И все же многие ценности из коллекции Воронцовского дворца в годы войны удалось спасти от разграбления. Часто это было связано с хитростями, на которые пускался Степан Щеколдин.

В нашей экспозиции есть картина британского живописца Уильяма Хогарта «Политик». Граф Воронцов купил эту картину в Англии и привёз в своё крымское имение. Немцы благоговели перед творчеством Хогарта, однако ни одной картины этого художника не было на территории Германии, и тут такая удача — в Крыму она висит на стене музея, — рассказал Константин Касперович. — Конечно они тут же решили, что она должна быть вывезена в Третий рейх, где ей найдется достойное место. Тогда Щеколдин сказал эмиссарам Розенберга: «Господа, ну посудите сами, откуда в Крыму подлинный Хогарт, конечно, это подделка». Те проверять не стали, поверили на слово, иначе у нас сейчас не было бы этого полотна.

Второй раз Степан Щеколдин спас Воронцовский музей от уничтожения при отступлении немцев. Вместе с бойцами истребительного батальона, размещавшимися в Шуваловском корпусе дворца, Степан Щеколдин предотвратил поджог и взрыв дворца гитлеровцами. В эти и последующие дни бегства фашистов из Крыма едва не погибла большая часть коллекции музея.

После войны бывший хранитель музея Степан Щеколдин отсидел 10 лет в лагерях за сотрудничество с оккупантами. Его личность и роль в сохранении алупкинского комплекса до сих пор вызывают споры у современников, но есть документальное свидетельство благодарности маршала Толбухина Степану Щеколдину за спасение дворца и его коллекции в годы войны.

После Ялтинской конференции в феврале 1945 года музей был закрыт. Как Сталин принимал союзников в Ялте. На непродолжительное время дворец стал госдачей. А в 1952 году на его базе был создан санаторий «Ай-Петри». Как ни странно, этот период стал самым тяжёлым для музейной коллекции.

Ввиду закрытия учреждения культуры коллекцию ценностей дворца-музея стали вывозить по разным адресам. Книги из библиотеки были частично отправлены в Москву, картины разошлись по городам Советского Союза вплоть до Красноярска. Одна из них и сейчас экспонируется в Донецке. Но в 1956 году санаторий упразднили, и дворец вновь стал музеем, чтобы больше уже никогда не терять статус музея. Экскурсия в Воронцовский дворец.

00Воронцовский--

От юбилея к юбилею

Украинский период в истории Воронцовского дворца оставил у сотрудников двойственные впечатления.
С одной стороны, в это время музей расширил свои границы далеко за пределы девяти парадных залов дворца, к нему присоединили Массандровский дворец Александра III, в Крыму появились первые музеи-заповедники с множеством объектов на большой территории.

С другой стороны, это время неразрывно связано с бесконечными посягательствами на землю дворца, которая приглянулась кому-то. Трудности были связаны и с дефицитом денег, потому что музеи перевели на режим самоокупаемости, с желанием отобрать и куда-то передать экспонаты, наконец, с банальным воровством. В 1993 году из музейного помещения было украдено несколько скульптур, две из которых по сей день находятся в розыске.

За восемь последних лет Воронцовский музей экспонировал предметы из своей коллекции в Царском селе, Павловском и Гатчинском музеях Петербурга. Прямо сейчас произведения искусства из Алупки экспонируют в московском Царицыно.

Сегодня в коллекции музея свыше 28 тысяч предметов, рассказал директор Алупкинского музея-заповедника Александр Балинченко. — За исключением паркета и обоев в некоторых помещениях все здесь подлинное, каким оно было во времена Воронцова.

Сотрудники Алупкинского музея поддерживают связи со своими европейскими коллегами. Осенью здесь намечены «Французские сезоны». Сейчас часть музейного комплекса находится в лесах, идут ремонтно-реставрационные работы на кровле. 200-летний юбилей с начала своего строительства дворец встретит свежим и почти юным.

По материалам «Российская газета» — Неделя — Крым

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org