Имя Пушкина стоит в первом ряду мировой культуры вместе с Гомером, Данте, Шекспиром, Гёте. Проникновенные стихи Пушкина испытывают человеческие сердца, раскрывают тайные клады в душах людей, делают их добрее, светлее, а мысли возвышеннее и чище. Главный завет пушкинского творчества — человеколюбие.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век
восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Поэт пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что поэт — сын гармонии. Гармония есть порядок мировой жизни, согласие мировых сил. Порядок — это космос, в противоположность беспорядку — хаосу. Древние философы учили, что из хаоса рождается космос.
Поэт, как сын гармонии, освобождает звуки из хаоса родной безначальной стихии, в которой они пребывают, приводит эти звуки в гармонию, даёт им форму и вносит эту гармонию во внешний мир. Похищенные у стихии хаоса и приведенные в гармонию звуки — Слова поэта, внесенные в мир, сами начинают творить, проявляют неожиданное могущество космоса.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...(Ф. И. Тютчев)
Благодать вдохновения и творчества не покидала Пушкина в течение всей недолгой жизни, поэт не расставался с рабочими тетрадями, альбомами, и даже карманными записными книжками. Пушкин любил работать в тетрадях большого формата, которые давали ему необходимый простор для выражения собственных мыслей и чувств: стихи, поэмы, сказки, проза, драматические произведения, письма, автобиографические записи, перемежаются в пушкинском рукописном наследии с многочисленными рисунками поэта.
Первую «лицейскую» тетрадь Пушкин завёл в 1817 году в Царскосельском Лицее, когда задумал издать собрание лучших своих стихотворений отдельной книгой.
Окончив Лицей, Пушкин поступил в июне 1817 года на службу в Коллегию иностранных дел, и с головой окунулся в петербургскую жизнь. В различных дружеских и литературных кружках, Пушкин активно участвовал в обсуждении театральных и политических новостей, на которые отзывался эпиграммами, вольными стихами.
...Никому
Отчета не давать; себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья —
Безмолвно утопать в восторгах умиленья —
Вот счастье! Вот права!..
В правительство стали поступать доносы о стихах молодого Пушкина. «Служа под знаменем Либералистов, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей и проч., и проч. Это узнала Полиция etc. Опасаются следствий» — так, Н. М. Карамзин писал И. И. Дмитриеву 19 апреля 1820 года.
Над головой поэта собрались «громоносные тучи» и 6 мая 1820 года Пушкин был отправлен из Санкт-Петербурга на юг в ссылку с назначением в канцелярию генерал-лейтенанта И. Н. Инзова.
На Кавказе Пушкин начал вторую тетрадь, с датой на первом листе: «1820. 15 июня. Кавказ«. Пушкинская тетрадь последовательно заполнялась новыми записями поэта в Крыму, Каменке, Киеве и Кишиневе в период 1820-1822 годов. Мироощущение и настроение ссыльного поэта выразились прежде всего в его творчестве. Стихотворения записанные во второй тетради поэта пронизаны грустью и разочарованием: «Мне вас не жаль, года весны моей…», «Я видел Азии бесплодные пределы…», «Погасло дневное светило…», «Зачем безвременную скуку…», «Узник» и др. В этой же тетради Пушкин начал работу над поэмой «Кавказский пленник», которая первоначально называлась «Кавказ«.
Куда бы ни отправлялся Пушкин — в Москву или Петербург, в Михайловское или Болдино, в Крым или Поволжье, — он всюду возил с собою большие рабочие тетради. В 1829 году отправляясь в действующую армию в Арзрум, он имел при себе целый «походный чемодан, дно которого было наполнено бумагами».
В конце 1833 года в Петербурге Пушкин начал писать в своей последней тетради. Здесь его статья о книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», а также драма о крестьянском восстании в Германии XIV века — «Сцены из рыцарских времен». Однако большинство текстов не были завершены, а свыше 100 листов остались чистыми. Под беловым автографом пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» проставлена последняя дата: «1836 / авг. 21 / Кам.<енный> остр.<ов>».
После гибели Пушкина почти все его рабочие тетради и рукописи, по распоряжению царя подверглись жандармскому просмотру, и «жандармской» нумерации, которую проставили в центре листа красными чернилами.
Рабочие тетради поэта помогают воссоздать движение пушкинской мысли, а история заполнения каждой из этих тетрадей чрезвычайно важна для проникновения в «тайну» творческого процесса.
Как справедливо заметил известный пушкинист С. М. Бонди, «при всей видимой беспорядочности пушкинских черновиков, если внимательно разобраться в том, как работал над ними Пушкин, мы увидим тот же необыкновенно ясный, благоустроенный, стремительный, лишенный всякой болезненности и уродства ум Пушкина, который сквозит во всех его произведениях и высказываниях».
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ А. С. ПУШКИНА. ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ ПОЭТА Накануне юбилея А. С. Пушкина осуществилась «вековая» мечта пушкинистов — факсимильно воспроизведены восемнадцать рабочих тетрадей поэта, которые с величайшими предосторожностями были перефотографированы и изданы в восьми томах. Издание подготовлено Институтом русской литературы (Пушкинский дом) РАН совместно с созданным в Англии Консорциумом сотрудничества с Санкт-Петербургом при Форуме лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского.
В подготовке издания участвовали также издательства «Е. и Е. Пламридж» (Англия), «Композитори» (Италия), «Нотабене» (Россия). Из общего тиража 800 экземпляров триста передаются Пушкинскому дому, в том числе для распространения по библиотекам, музеям и университетам России и ближнего зарубежья.
источник журнал «Наука и жизнь»