Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. При римском императоре Константине Великом впервые прекратились гонения на христиан. Равноапостольный император Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами, увидел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши».
Искренне уверовав во Христа и желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою благочестивую мать, царицу Елену. Римские императоры-язычники старались полностью уничтожить все воспоминания о священных местах Иерусалиса, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Римский император Адриан приказал засыпать землей Гроб Господень и Голгофу, где был распят Христос, а на насыпном холме поставить языческое капище в честь богини Венеры и статую римского божества Юпитера. На этот искусственно насыпанный холм собирались язычники и совершали жертвоприношения своим идолам и божествам. Разыскивая местонахождение Животворящего Креста, царица Елена расспрашивала старых жителей Иерусалима, христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест Господень зарыт под насыпным холмом, на котором стоит капище Венеры. Христиане разрушили капище и, совершив молитву, начали раскапывать холм. Вскоре они обнаружили Гроб Господень и неподалеку от него три деревянных креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию прокуратора Иерусалима Понтия Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.
Для того, чтобы узнать, на котором из трёх крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас исцелилась. Случилось так, что в это время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего человека. От прикосновения двух крестов к телу умершего ничего не происходило, но когда возложили третий крест, произошло чудо, и покойник ожил. Увидев воскресшего человека, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, пришедшие поклониться Святому Животворящему Кресту, просили святителя Макария повыше поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, созерцать Его. Патриарх Макарий и другие духовные лица высоко подняли Святой Крест, а весь народ благоговейно поклонился Честному Древу Животворящего Креста, взывая: «Господи, помилуй!». Святая царица Елена привезла в Константинополь частицу Животворящего Древа и гвозди, пронзавшие Тело Иисуса Христа. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и саму Голгофу.
Иерусалимский Храм строился около 10 лет. Святая царица Елена, мать императора Константина, не дожила до освящения храма, она скончалась в 327 году. Христианский храм Воскресения Христова был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 27 сентября, было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
С VII века с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста стало соединяться воспоминание о возвращении Креста из Персии греческим императором Ираклием в 620 году.
Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращенного из Персии, священник, воздвигал,то есть поднимал Крест, дабы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть христианскую Святыню, обращал его ко всем сторонам света. От этого поднятия, Воздвижения Креста и праздник получил название — Воздвижение.