Греческая медицина берет начало в крито-микенской эпохе, но первые достоверные сведения о медицине Эллады датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). Главными средствами врачевания в храмах древней Греции были приёмы народной медицины, водолечение, массаж, лечебное голодание, лечили мёдом, молоком, виноградным вином, гимнастическими упражнениями, а также методами психологического воздействия — театральными представлениями, исцеляющим душу искусством, музыкой, лечебным сном и толкованием сновидений.
Выбирая место строительства Асклепийона — святилища бога-врачевателя Асклепия в древней Греции, врачеватели искали рядом с будущим храмом Минеральные источники, обладающие лечебными действиями, целебные грязи, и кипарисные рощи…
На Пелопоннесе, в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 в . до н.э. величайшие святилище бога Асклепия, Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium).
Древние эллины считали, что на здоровье человека влияют юмор, окружающая среда, климат, социальный класс, диета, травмы, убеждения и мышление самого человека.
На территории Асклепиона в Эпидавре были построены баня, Абатон, где больные лежа принимали лечебные грязи, библиотека, гимнасий и стадион и даже театр, построенный Поликлетом Младшим. В Аслепейоне были построены спортивные сооружения, стадий — 192 метра — стадион, гимнасий — зал для занятия гимнастикой и театр, построенный Поликлетом младшим. В театре помещалось до 20 тысяч зрителей. Театр посвящался богам — темы для представлений способствовали исцелению больных. Театр Эпидавра, как бы впечатан в гору, он существует до сих пор с великолепной акустикой.
В подземелье Асклепиона в Эпидавре располагались три больших бассейна, наполненных водой из минеральных источников. Вода источника использовалась в качестве основного лечебного средства, и потому источник считался священным. Асклепион и Храм Асклепия строили в окружении кипарисной рощи, источающей целебный воздух. Рядом с древнегреческим Асклепейоном всегда находилась река, озеро, море, где больные, пришедшие на лечение,могли принять омовение.
Центральное место в Асклепионе в Эпидавре занимал храм Асклепия (IV век до н. э.), украшенный многочисленными колоннами, и статуями в честь Асклепия, Гигиеи, Махаона, Гипноса и других богов-врачевателей Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, мраморные стелы, на которых высекались тексты, описывающие удачные исцеления. Почитались в Асклепионе: Гера — покровительница семьи и замужних женщин.
Артемида — богиня луны и охоты, покровительница амазонок и защитница женского целомудрия.
Гермес — бог торговли, воровства, предсказатель будущего и перевозчик душ в царство Аида (Hermes-Psychopompos)
Афродита — богиня красоты и любви.
Гестия — богиня домашнего очага.
Гипнос — бог сна, сын богини Ночи и брат Танатаса, бога смерти. Гипнос мог усыпить подлетев к уху человека.
В Асклепионе в Эпидавре находилась громадная скульптура бога-врачевателя Асклепия, сделанная из золота и слоновой кости скульптором Фрасимедом Паросским. Бог врачевания Асклепий был изображён сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа у его ног. На территории святилища стоял большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос с источником целебной воды, воздвигнутый в IV веке до н. э., выдающимся древнегреческим зодчим Поликлетом Младшим. Путь к храму и источнику шёл по длинным коридорам, наполненным змеями, где больного лечили стрессом.
Исцелённые больные, в благодарность за излечение, приносили в храм Асклепия «вотивы» (обет), или «вотивные дары» — «дары обещанные по обету«, которые представляли собой глиняный слепок исцелённого органа. Богатые люди приносили в храм «вотивные дары«, сделанные из меди, серебра, мрамора, кости.
Во время археологических раскопок в Эпидавре, найдено большое количество изображений исцеленных частей тела, сделанных из мрамора, золота, серебра рук, ног, сердец, глаз, принесённых в дар храму, в качестве платы за услуги врачевателя.
Многие в древней Греции верили, что болезни — это «божественные наказания», а исцеление — «дар богов».
Врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — ножницы, зубные щетки, губки, бинты, банки для мазей, скальпели, ложки, кисти, ушные ложечки и зонды, клистиры.
Большое значение греки придавали этическим правилам, внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. Врач не должен начинать приём больного с обсуждения платы за лечение — это не этично! Иногда, врачу следовало лечить больного даром, ибо добрая память важнее материального вознаграждения.
«У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своём теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других», — читаем мы в одном из древних медицинских трактатов.
К святилищу Аслепейону вела дорога длинной около 1 км. За больными, идущими по дороге в Аслепейон наблюдали целители, и по походке и движениям больного человека, врачи ставили диагноз. Некоторых больных в святилище Аслепейон не пускали, так как больной не имел права умереть в присутствии бога-врачевателя Асклепия. Не пускали в Аслепейон и беременных женщин, так как роды не всегда проходили успешно.
Система «я могу вылечить или не могу вылечить» очень характерна для древнего мира. В Месопотамии врач подходя к больному, осматривал его и говорил: «Эту болезнь я могу вылечить, эту — не могу вылечить»
Также поступали в древней Греции, осматривая движения и походку больного, идущего по пути в Асклепейон, они решали впустить ли больного в храм.
Больные проводили первую ночь в храме Асклепия, где была его скульптура, и потом рассказывали свои сны жрецам и жрецы использовали эти сведения для лечения. Врачевание в храме Асклепия было естественным, выраженном в форме религиозного культа, и стихийного материализма древних греков.

Ἀγνοδίκη (Agnodike, ок. 4 в. До н.э.) — первая акушерка
Агнодика (греч. Ἀγνοδίκη) в 4 веке до н.э. была известна, как первая акушерка (doula) и женщина-врач в древних Афинах. Она была вынуждена помогать роженицам, переодевшись мужчиной, потому что в этот период женщинам не разрешалось быть врачами. Когда же раскрылась правда, её вызвали в суд, но она была оправдана, и впоследствии закон против женщин-врачей в Афинах был отменён.
Алексипп (греч. Ἀλέξιππος) — древнегреческий врач, известный в Плутарх упомянул, что Алексипп около 327 г. до н.э. получил письмо от самого Александра III Великого (356 -323 г.г. до н. э.), в котором Александр Македонский поблагодарил его за то, что врач так умело вылечил одного из его офицеров по имени Пеусестас (Peucestas), от раны, полученной во время охоты на медведя. Излечившись, офицер мог участвовать в походе Македонской конницы в Индию.
Прогревающие процедуры в древней Греции.
В древнем Пафосе и на острове Кипр во время раскопок найдены глиняные грелки I века до н.э. в форме частей человеческого тела.
Глиняные сосуды с очень тонкими стенками, форма которых соответствует разным частям человеческого тела. Исследователи предполагают, что это своего рода грелка, действовавшая как разогревающее средство, плотно прилегающее к больному месту, как пластырь (emplastra) или грелка древних.
Предполагается, что в них заливали горячую воду или горячее оливковое масло и прикладывали к больной части тела, чтобы вызвать гиперемию и облегчить боль.