В этом году исполняется 75 лет со дня гибели в небе над Евпаторией Героя Советского Союза гвардии генерал-майора авиации Н.А.Токарева
Николай Александрович был родом из Тулы. Родился он 13 апреля 1907 г. в семье потомственного тульского оружейника, и в пятнадцать лет стал учеником слесаря на оружейном заводе. Родители воспитали у сына любовь к труду и целеустремленность.
В 1930 г. Николай Токарев закончил рабфак и поступил на факультет точной механики в МВТУ имени Баумана.
Тридцатые годы — пора бурного строительства, быстрыми темпами развивались военно-морские и воздушные силы страны. Из института Николай Токарев уходит в школу военных летчиков.
Летная школа… Напряженная учеба. Упорная работа над собой, страстное желание во что бы то ни стало в кратчайший срок овладеть самолетами и научиться отлично летать.
В 1932 г. Николай Токарев с отличием оканчивает военную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова (с 1938г. — Качинская Краснознаменная военная авиационная школа имени Мясникова) и становится летчиком-инструктором в Ейской школе морских летчиков. Не один десяток курсантов обучил он летному делу за три года работы. Будучи сам отличным летчиком, в совершенстве овладевшим самолетом и техникой пилотажа, Токарев умел воспитывать и передавать свой опыт, свои знания другим. За короткое время он подготовил более 200 квалифицированных пилотов и был назначен командиром звена, а затем — командиром отряда.
В 1934 г. состоялась первая встреча молодого авиатора с Евпаторией. Сюда, в минно-торпедную авиацию Черноморского флота, он переводится для продолжения службы. Этот род авиации предназначался для уничтожения кораблей противника в море или пунктах базирования авиационными торпедами, бомбами и постановки минных заграждений. Токарев горячо взялся за освоение теории и практики торпедного удара. Умело передавал знания летчикам.
Городская газета «Коллективист» в 1936 г. писала, что командир «Токарев… сумел сплотить людей и весь личный состав…, борясь за ведущую роль своего подразделения. Летчики… в совершенстве овладели техникой пилотирования…, не знают аварий… Летный состав, техники и мотористы блестяще освоили материальную часть… Командир Н.А.Токарев уверен, что его …подразделение будет летать в любых атмосферных условиях, днем и ночью, низко и высоко, над морем и над сушей!»
В 1938 г., отмечая заслуги Н.А. Токарева в подготовке молодых летчиков, за их успехи в боевой и политической подготовке, правительство награждает его орденом «Знак Почета».
В 1939 г. капитан Н.А. Токарев получил назначение на должность командира 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка (МТАП) ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Вот что вспоминал о совместной службе с ним морской летчик, Герой Советского Союза П.И. Хохлов:
«Мне сразу бросилось в глаза, как отлично пилотирует он самолет, быстро собирает в воздухе экипажи после взлета, с каким мастерством выдерживает их боевой порядок на заданном курсе и при бомбометании. Все удается ему, и всему этому хочется подражать».
На Балтике Н.А.Токарев получил первый боевой опыт. 30 ноября 1939 г. началась война с Финляндией. Балтийские авиаторы в суровых зимних условиях наносили удары по аэродромам, кораблям, батареям, портам, транспортам на вражеских коммуникациях, а также ставили минные заграждения в шхерных районах и на фарватерах. Эскадрилья под командованием Токарева особо отличилась в ходе боевых действий. Летчики сбили 11 самолетов противника. А сам Токарев совершил 57 успешных боевых вылетов. За образцовое выполнение боевых заданий эскадрилья была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир Николай Токарев за проявленные героизм и мужество был награжден орденом Ленина. После окончания финской кампании Н.А. Токарев в числе семнадцати особо отличившихся летчиков Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 г. был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Великую Отечественную войну майор Н.А Токарев встретил на Черноморском флоте, куда он получил назначение в конце 1940 года командиром 2-го минно-торпедного полка. Участвует в боях за Одессу, Тамань, Новороссийск, Керчь, Севастополь… В конце 1942 г. Токарев назначается командиром авиабригады, которая в июле 1943 г. была преобразована в 1-ю минно-торпедную авиадивизию.
Н.А. Токарев участвовал во многих воздушных операциях, выполняя боевые задания командования. Третий том «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.» сообщает:
«30 марта 1943 г. 18 бомбардировщиков 5-го гвардейского авиационного полка, ведомые командиром 1-й минно-торпедной авиационной дивизии полковником Н.А.Токаревым, совершили налет на Севастопольский порт. Они потопили три крупных транспорта, одну быстроходную баржу и баржу водоизмещением 1,2 тыс. тонн. Кроме того, был уничтожен склад боеприпасов и 20 железнодорожных вагонов… В сентябре полковник Н.А.Токарев повел для удара по Севастополю около 40 самолетов своей дивизии. В результате налета в порту были уничтожены крупный транспорт, баржа, два катера, повреждены портовое оборудование, складские помещения».
К концу 1943 г. под ударами советских войск немецко-фашистские захватчики оставляли свои оборонительные рубежи на юге и отступали все дальше на запад. Командование ЧФ перебрасывало боевые части к наиболее вероятным районам боевых действий на море. Часть сил дивизии Токарева была перебазирована на полевой аэродром в Скадовск Херсонской области.
13 января 1944 г. Николай Александрович прилетел в Скадовск. При налете вражеских «Хейнкелей» одна из бомб уничтожила самолёт командира дивизии.
С тех пор Н.А.Токарев стал летать на «Бостоне». Американский бомбардировщик Дуглас А-20 (он же «Бостон», «Хэвок») был одной из самых известных машин среди поставлявшихся по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. На торпедоносцах модификации А-20G советские морские летчики одержали много побед. «Бостоны» обычно действовали в качестве так называемого «низкого торпедоносца» — они сбрасывали торпеды на дистанции 600-800 метра от цели с высоты 25-30 метров – с бреющего полёта. Скорость самолёта при этом равнялась примерно 300 км/ч. За умелое руководство боевыми действиями дивизии 22 января 1944 года Токареву было присвоено звание генерал-майор авиации.
На таком «низком торпедоносце» модификации А-20G и совершил свой последний боевой вылет гвардии генерал-майор авиации Н.А.Токарев 31 января 1944 г.
В этот день Токарев вылетел на выполнение боевой задачи — уничтожения крупного транспорта противника в районе Евпатории под прикрытием истребителей. Быть всегда вместе с летчиками, самому вести их в бой – эта черта отличала храброго генерала. Личным примером он учил подчиненных даже в минуты смертельной опасности быть выдержанными, стойкими, мужественными.
Вот что вспоминает о последнем полёте Герой Советского Союза командир 11-го гвардейского истребительного полка К.Д. Денисов: «И вот мы в воздухе. Едва отошли от берега, как ведомый Токарева Петр Обухов по радио сообщил, что у него барахлит правый мотор и развернулся в сторону аэродрома…
Токарев вел торпедоносец на высоте 15 — 20 метров. Снизились и истребители сопровождения. Такой маневр, как и радиомолчание на маршруте, не давал противнику возможности засечь наши самолеты с берега, и как ни хотелось мне отговорить генерала по радио от одиночной атаки транспорта, следующего в охранении, но нарушить твердо установленное правило радиомаскировки не решился. Да и Н. А. Токарев был не из тех, кого могут смутить какие-то трудности или опасности.
Обойдя мыс Тарханкут, мы развернулись в направлении на Качу. Издалека заметили «Гамбург-140», шедший наперерез торпедоносцу, и незамедлительно атаковали его четверкой. Гидросамолет задымил, развернулся и начал со снижением уходить, но от преследования его пришлось отказаться, чтобы не потерять низколетящий торпедоносец.
Время шло…, но конвоя мы все еще не видели. А вот свежие данные от разведчика: транспорт и баржи с охранением выходят на Евпаторийский рейд. Так вот оно что! Конвой уже зашел за мыс Карантинный (ныне Евпаторийский), потому и не виден с малой высоты. Что ж, это к лучшему — атаковать будем со стороны моря. Но генерал неожиданно начал подворачивать влево, видимо решив, что у истребителей может не хватить горючего на обратный путь — ведь летели мы без подвесных баков. Другого смысла в таком решении я не видел, зная по опыту прошлых полетов, что у противника на мысу очень сильное зенитное прикрытие…
Торпедоносец Токарева, а за ним и мы проскочили-таки через зенитный огонь с мыса Карантинный. Вот и транспорт! Мелькнуло на солнце светлое тело торпеды и с плеском ушло под воду. Торпедоносец и две пары истребителей открыли огонь по кораблям из всего бортового оружия, чтобы рассредоточить зенитный огонь и обеспечить пролет торпедоносца над целью. В это время факелом упал в воду новейший вражеский истребитель ФВ-190, сбитый нашим летчиком.
…Все, что после этого произошло, вспоминается как кошмарный сон. Вражеский зенитный снаряд угодил в торпедоносец. Самолет сразу загорелся и, оставляя длинный шлейф дыма, потянул в район Мойнакского озера. По неровному, какому-то судорожному полету машины было понятно, что генерал тяжело ранен. Едва перетянув озеро, торпедоносец ткнулся в землю и взорвался.
Сделали над местом катастрофы два круга на бреющем полете, пытаясь высмотреть площадку для приземления, но внизу лежала неровная местность со множеством крупных камней. Вблизи от догоравших обломков торпедоносца никого из членов его экипажа заметить не удалось».
В Евпаторийском краеведческом музее хранятся воспоминания местных жителей Донченко Е.В. и Моцарь А.А., работавших в то время в питомнике подсобного хозяйства. Они смогли тайно захоронить останки летчика рядом с упавшим самолетом.
13 апреля 1944 г. Евпатория была освобождена от гитлеровских захватчиков. В этот день однополчане Н.А.Токарева разыскали место падения самолета. «…Мы, склонив головы, стояли над могильным холмиком в пяти метрах от самолета. Сам самолет, в основном, был цел. Сгорела гондола правого двигателя, обгорела обшивка кабин летчика и штурмана», — вспоминал бывший штурман, Герой Советского Союза П. И. Хохлов.
Вскоре состоялось и перезахоронение героя. Гроб с останками Н.А.Токарева был установлен в городском театре. Три дня евпаторийцы прощались с отважным летчиком. Похоронен был Н.А.Токарев с воинскими почестями в парке имени В.И. Ленина. Впоследствии останки летчика перенесли на городское кладбище.
5 июня 1944 г. Евпаторийская газета «Знамя Победы» опубликовала Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 г. «Об установлении в г. Евпатории памятника Герою Советского Союза гвардии генерал-майору авиации Токареву Н.А. и присвоении его имени 1-й минно-торпедной авиационной дивизии военно-воздушных сил Черноморского флота».
23 февраля 1957 г. на Театральной площади Евпатории состоялось торжественное открытие памятника Н.А.Токареву. Он был изготовлен на Ленинградском ордена Трудового Красного Знамени экспериментальном заводе художественного литья «Монументскульптура». Авторы памятника — известный скульптор, народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии В.Е. Цигаль и архитектор В.В. Калинин.
Герои не погибают, пока живы люди и жива их благодарная память о том, чему имя – доблесть и героизм.
Память об отважном генерале Н.А.Токареве увековечена в Евпатории: его имя носит одна из улиц нашего города, в Евпаторийском техникуме строительных технологий и сферы обслуживания создан музей Н.А.Токарева, на доме по ул. Гоголя, 20/5, где летчик жил до войны, установлена мемориальная доска, с 1981 г. в честь героя проводился междугородный турнир по футболу. Осенью 2016 г. в рамках Всероссийского проекта «Олимпийцы среди нас» прошел 1-й детско-юношеский футбольный турнир памяти Н.А. Токарева.
28 марта 2008 г. за выдающиеся заслуги перед городом, мужество и героизм, проявленные при освобождении г. Евпатории от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны Н.А.Токареву было присвоено звание «Почётный гражданин города Евпатории»
На месте гибели генерала в апреле 2016 г. установлен памятный знак.
В Евпаторийском краеведческом музее бережно хранятся и экспонируются личные вещи летчика (китель, термос), сплав от мотора самолета, фотографии, подлинная фронтовая листовка, рассказывающая о боевых подвигах Н.А.Токарева.
Татьяна АНОХИНА, заведующая сектором Евпаторийского краеведческого музея.