Субботний день 6 марта 2021 года в церковном календаре значится как Вселенская мясопустная родительская суббота, она не имеет никакого отношения ни к карме, ни к китайским гороскопам, ни к родовым грехам, ни к просьбам о благополучии.
Вселенская мясопустная родительская суббота это один из основных дней православного календаря, когда верующие поминают усопших. В христианской Церкви усопших поминают каждую субботу — ведь за субботой следует воскресенье, день, напоминающий нам о Воскресении Христа и о том, что отныне смерть побеждена, поэтому мы чаще и употребляем слово «усопшие», а не «умершие».
Среди субботних дней есть такие, когда во время церковного богослужения мы особым образом поминаем усопших близких — такие субботы называются родительские. В году всего шесть родительских суббот. Христианская Церковь осознает важность наших молитв за тех, кто уже не может молиться сам и напоминает верующим о нашем долге перед усопшими родными и близкими. Заметим, что этими шестью родительскими субботами Церковь не ограничивает молитвенного поминовения тех, кто уже по ту сторону дыханья — об усопших молятся и на Сретенье Господне 15 февраля, совпавшее с днём вывода наших войск из Афганистана — молятся за воинов, погибших, выполняя интернациональный долг, 15 февраля и 9 мая, и на Радоницу 11 мая.
Два раза в году во время церковного богослужения мы молитвенно поминаем не только тех усопших, память о которых ещё жива в роде человеческом, не только наших предков, родных и любимых, но и всех «от века усопших православных христиан», «как сподобившихся христианской кончины, так и тех, кто не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви». Вот эти дни и называются Вселенскими.
Теперь про слово «мясопустная» в названии субботы 6 марта 2021 года. Церковнославянское слово «мясопуст», в церковно-слав. мѧсопоустъ, оно эквивалентно греческому Ἀπό-κρεω «мясо оставляю», «мясо отпускаю», то есть «ем мясо последний раз», так как следующий, воскресный день — последний, когда верующие позволяют себе «вкушать мясо», день, когда мы «мясо оставляем», то есть воскресенье «мясопустное», и суббота накануне воскресенья тоже называют «мясопустной» — для того, чтобы отличить эту родительскую субботу от другой Вселенской родительской субботы — Троицкой.
Всё-таки в этот день для верующих главное не предстоящие пищевые ограничения Великого поста (15 марта — 1 мая), начинающегося через неделю, после Масленицы (8 — 14 марта).
Завтрашнее воскресенье будет посвящено Страшному суду и сегодня главная наша молитва во время богослужений Вселенской мясопустной родительской субботы за усопших. Церковь поминает «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере». Это день, когда Церковь особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша». Молится за тех, кто был похищен внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погиб от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, а также обо всех бедных и немощных.
Святитель Афанасий (Сахаров) писал: «Если бы все православные христиане стали молиться исключительно только о своих сродниках и друзьях, какая была бы им благодать?.. При таком порядке, когда каждый молился бы только о своих, молитва о любимых сродниках наших и друзьях и о нас самих продолжилась бы лишь в течение нескольких лет или десятилетий после кончины, только до тех пор, пока живы и не позабыли ещё усопших знавшие и любившие их, — а дальше некому уже было бы поминать их». Именно поэтому христианская Церковь и выделяет особенные дни, когда мы молимся обо всех.
Нужны ли усопшим наши молитвы? Святитель Феофан Затворник пишет:
«Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идёт ли кто путем праведным или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, и живые, и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием».
Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает? Нам знать не дано. «В доме Отца Моего обителей много», — говорит Своим ученикам Иисус Христос. Но раз душа бессмертна, раз она «пребывает», пусть даже и неизвестно где, значит, душа не только находится в поле доступа наших молитв, но и нуждается в них.
Тексты богослужения Вселенской мясопустной родительской субботы раскрывают нам «богословие смерти и воскресения». И во время молитв по усопшим, задолго до Пасхи, в храме звучит пасхальное восклицание: «Христос Воскресе!», и дальше удивительное обращение ко всем усопшим, поразительный призыв к ним: «Христос Воскресе!… Дерзайте вси мертвии!»
Завтра, 7 марта, в христианских храмах вспоминают Страшный суд, и Церковь «хочет несколько ослабить страх этого грозного Дня, хочет приободрить усопших, а вместе и живых» (святитель Афанасий (Сахаров).
В день Вселенской мясопустной родительской субботы православные стараются быть на службе и не только поставить свечу об упокоении, написать записку на панихиду, но и помолиться на службе, исповедоваться и причаститься. После богослужения в день родительской мясопустной субботы принято приходить на кладбище, но, если погода не позволяет, не стоит расстраиваться: главное, в чём нуждаются наши усопшие близкие — это наша молитва. В этот день следует приготовить кутью – сладкую рисовую кашу с сухофруктами – хорошо знакомую православным христианам по поминальной трапезе.
В 2021 году будут ещё дни церковного поминания усопших: 27 марта, 3 и 10 апреля, 9 мая (поминовение усопших воинов), Радоница 11 мая , Троицкая Вселенская родительская суббота 19 июня и Димитриевская родительская суббота 6 ноября.