Сегодня, 5 марта – Вселенская родительская суббота, которая бывает на Мясопустной седмице перед началом масленицы — 7 марта, подготавливающей верующих к Великому 40 дневному посту, который в этом году начнётся 14 марта и продлится до Пасхи — 1 мая . Эта традиция имеет древнюю историю и восходит еще к апостольским временам. Уже в V веке преподобный Савва Освященный фиксирует в своем уставе этот обычай, ссылаясь на его древность.
В воскресный день Мясопустной седмицы Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова. Накануне этого дня мы входим в теснейший союз со всей полнотой Церкви. У Бога нет мертвых, у Него все живы. Вселенская полнота тела Христова состоит из членов земной, странствующей Церкви, и из членов Церкви Небесной, торжествующей. В этот день молятся Богу о всех – от Адама и до сего дня усопших её членах.
«Никто не поленится помянуть своих родителей, но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и будем нуждаться в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаще воды. Помни, что молитва об умерших и сильна общностью — тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит молитвою. Но как в естественном порядке, при беременности, мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке — Церковь дышит общей молитвой всех, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня… « (Святитель Феофан Затворник)
О существовании связи между живыми и усопшими свидетельствует и многовековой опыт Церкви. История знает много примеров, когда наши усопшие близкие уберегают и спасают нас от беды. «Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие — как часовые» — помните у Высоцкого.
Церковь накопила множество свидетельств того, как наши молитвы помогают уже самим умершим, изменяя их посмертную участь.
Мы все будем в этот день молиться Богу не только об упокоении своих родственников, но и всех от века усопших (родителях) христианах.