Велосипед уже два столетия и во всем мире считается простым, надежным, недорогим универсальным средством передвижения и экологически чистым видом транспорта. Знаете ли вы, что привычный нам велосипед имеет два праздника в году.
31 мая — День рождения велосипедного спорта. Это дата, когда в 1868 году на аллеях парка Сен-Клу под Парижем состоялась первая велогонка на 2000 метров. Победителем стал англичанин Джеймс Мур. С тех пор велосипедный спорт развивался и стал одним из самых популярных и зрелищных видов спорта.
3 июня — Всемирный день велосипеда, провозглашённый Генеральной Ассамблеей ООН в 2018 году (резолюция 72/272) для признания уникальности и популярности велосипеда как простого, доступного, чистого и экологически безопасного средства передвижения.
История и традиции всемирного праздника.
Всемирный день велосипеда (World Bicycle Day) появился совсем недавно. В 2018 году на Генеральной Ассамблее ООН по инициативе польского социолога Лешека Сибильского была принята резолюция об учреждении нового праздника — Дня велосипеда. Соавторами документа стали 56 государств, учредившие этот праздник.
Велосипед не случайно удостоился от ООН личного праздника. Велосипед это доступный и самый экологически чистый вид транспорта, позволяющий людям быть мобильным, социально вовлеченным и даёт возможность изучить окружающую среду, не нанося ей вреда — всё это соответствует целям ООН. Велосипед выбирают те, кто заботиться об окружающей среде, а также собственном здоровье.
Традиции праздника
Конечно же, лучший способ отметить День велосипеда – это отправиться в поездку на двухколёсном транспорте. К этой дате приурочены различные спортивные соревнования и вело пробеги. День велосипеда это отличный повод задуматься и о рациональном потреблении, бережном отношении к окружающей среде. Велоспорт — путь к здоровью.
Организатором «Евпаторийского твидового ретро круиза» выступает творческий коллектив Крымского ТЮЗа «Золотой ключик», в союзе с постоянным партнером этого масштабного городского мероприятия, Артёмом Стрельбицким — директором рекламной компании «КРИП».
День велосипедиста в Нидерландах.
Не секрет, что экологический вид транспорт — велосипед крайне популярен в Нидерландах. Настолько, что голландцы ежегодно во вторую субботу мая отмечают День велосипедиста (Landelijke Fietsdag). В 2020 году День велосипедиста в Голландии прошёл 9 мая — вторая суббота мая.
История появления велосипеда.
Существует немало теорий, приписывающих создание первого велосипеда разным людям, начиная со времён Леонардо да Винчи. Велосипед имеет 200-летнюю историю, на протяжении которой интерес к нему то возрастал, то угасал. Как изобретали велосипед?
Изобретение первого русского велосипеда приписывают крепостному рабочему, мастеровому слесарю Нижнетагильского завода Ефиму Михеевичу Артамонову (1776—1841 г.г.) .
Известно, что в день Ильи пророка 1800 года «холоп Ефимка сын Артамонов был бит розгами за то, что ездил на диковинном самокате» по улицам Екатеринбурга и пугал прохожих, и встречных лошадей.
В 1801 году желая удивить царя Александра I «диковинным самокатом» владелец верхотурского завода отправил мастерового Артомонова из уральского села Верхотурье в Москву на изобретённом им двухколёсном цельнометаллическом велосипеде, весом около 60 кг. Это был первый в мире велопробег — около двух тысяч вёрст
В 1818 году Карл фон Дрез из Карлсруэ запатентовал первый двухколесный самокат. Внешне тот напоминал велосипед без педалей, и развивал скорость более 10 км/ч. Сам создатель назвал его «машиной для бега» (Laufmaschine), а в Европе он стал известен как «дрезина». Большой успех новинка имела в Британии, где получила прозвище «денди-хорз».
Интерес к велосипеду долго не продлился, однако совсем забыт он не был. В том числе, продолжались работы над усовершенствованием модели. Так, Денис Джонсон сделал высоту седла регулируемой, а позже, в 1839 – 1840 годах Киркпатрик Макмиллан дополнил конструкцию велосипеда педалями. Независимо от него в 1862 году такая же мысль пришла в голову Пьеру Лалману. Лалман запатентовал своё изобретение, а промышленники братья Оливье запустили его в массовое производство. В народе велосипеды окрестили «костотрясами».
В 70-х годах 19 века новшества к велосипеду изобретали все, кому не лень.
Для большей безопасности и устойчивости велосипеду добавили два задних колеса, и в Британии нашлось немало смельчаков готовых ездить на таком велосипеде. Появились вело модели-трициклы для женщин, с тремя колесами, велосипеды-тандемы для парных выездов. Велосипеды данной конструкции начал производить в Британии Джеймс Старли в 1870 году, он известен, как «отец велосипедной индустрии».
В 1878 году велосипеды Джеймса Старли начал производить в США Альберт Поуп на своих заводах в Бостоне. Этот велосипед стал популярным видом транспорта в США в течении следующих 20 лет.
В 1891 году конструкция велосипеда с колёсами разной величины стала считаться устаревшей, именно в это время эти велосипеды стали называть «пенни-фартинг». Название происходит от британских разменных монет Пенни (англ. Penny) и Фартинга (англ. farthing, т. е. четвертая часть — 1/4 пенса). Крупная английская монета Пенни рядом с мелкой монетой Фартинг напоминали колёса велосипеда.
В 1860 – 1870-х годах возникли и новые модели: «пенни-фартинг» с очень большим передним колесом, довольна опасная конструкция. Он развивал скорость около 25 км/час. Кататься на ней могли только мужчины. Несмотря на то, что период использования велосипеда «пенни-фартинг» был недолгим, именно, он стал одним из культурных символов конца Викторианской эпохи, благодаря своей невероятной популярности. Первые велосипедные гонки, как новый вид спорта, прошли в Британии на «пенни-фартингах».
Постепенно езда на велосипеде вошла в моду в светском обществе, даже у членов королевской семьи.
Освоив езду на велосипеде, дамы начали проводить больше времени в общественных кругах, где ранее доминировали мужчины, таким образом они получили больше свободы. Велосипеды совершили целую революцию в женской одежде: ездить на ровере в платье было невозможно, и в обиход вошёл женский велокостюм, состоящий из широких шаровар до колена, переходивших в узкие брюки.
Первые феминистки позиционировали велосипед как средство эмансипации женщин. Дамы, любительницы велосипедных прогулок, стали появляться в экстравагантных нарядах вызывавших настоящий скандал в обществе того времени. В 1896 году Сьюзен Б. Энтони заявила:
«Велосипед сделал больше для эмансипации женщин, чем что-либо ещё в мире.»
В 1876 году многие дамы научились достаточно хорошо ездить трёхколесных велосипедах, но с появлением двух колесного чуда, они стали осваивать двухколёсный транспорт.
Если первые велосипеды были сделаны из дерева, то во второй половине XIX века они стали металлическими. У колёс появились спицы, резиновые покрышки, а затем устройство дополнила цепная передача.
Настоящий бум наступил с появлением «безопасного» велосипеда. В 1885 году Джон Кемпо Старли представил новую модель Rover (англ. «странник»). В отличие от велосипеда «пенни-фартинг», колеса у ровера были одинакового размера, водитель сидел между колесами. С этого времени начинается Золотой век велосипеда в Европе.
В начале XX века популярность приобрели автомобили. Велосипеды постепенно превратились в детскую игрушку, чтобы снова стать модными в конце 1960-х годов. Велосипед стал неотъемлемой частью образа человека, ведущего здоровый образ жизни и заботящегося об окружающей среде.
Интересные факты о велосипеде.
Одно из первых изображений двухколесного велосипеда приписывают Леонардо Да Винчи.
Существует легенда, что первым изобрел велосипед уральский умелец Ефим Артамонов. Ему же приписывают первый пробег из Тагильского заводского посёлка в Москву. Доказательств эта история не имеет.
Есть версия, что на распространение велосипеда повлияла погодная аномалия 2016 года, возникшая из-за извержения вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава. Плохие урожаи, снижение поголовья лошадей в так называемый «Год без лета» заставили вспомнить о двухколёсной «дрезине».
Дата рождения велосипедного спорта считается 1 мая 1868 года. В этот день в пригороде Парижа Сен-Клу прошла первая велогонка на 2000 метров.
В 1869 году состоялась вологонка Париж – Руан, дистанция между которыми составила 120 км. Более ста лет проводится во Франции самая известная и престижная велосипедная гонка мира «Тур де Франс» (фр. Le Tour de France), которая состоит из 21 этапа, и проходит в течении 21 дня. Полная длина велогонки «Тур де Франс» составляет 3000 и 4000 км.
4 июля 1883 году на московском ипподроме прошла первая велогонка в России.
Томас Свиненс в 1884 – 1886 году первым совершил кругосветное путешествие на велосипеде. В общей сложности он проехал на своем пенни-фартинг около 13500 километров.
В 1911 – 1913 году кругосветное путешествие на велосипеде «Грицнер» совершил россиянин Онисим Петрович Панкратов. За время путешествия Онисиму пришлось поменять 11 цепей, 2 руля, 53 покрышки, 750 спиц.
Велосипеды 90-х годах 19 века изготавливали из ржавеющей стали, не окрашивали, и они требовали довольно трудоёмкого ухода. Их чистили, смазывали и промывали бензином или керосином после каждой поездки. В руководстве 1895 года описание «обычной чистки велосипеда» занимало 4 страницы.
Велосипед используется как служебный транспорт почтовыми, медицинскими службами и полицией в ряде стран, особенно в сельской местности.
Индивидуальная и групповая гонки на велосипедах являются олимпийскими видами спорта. Велоспорт вошёл в программу всех Олимпийских игр.
Первая олимпийская велогонка состоялась на I Олимпийских играх в Афинах в 1896 на дистанции 87 км.

1896 — Марафонцы на первых современных Олимпийских играх в Афинах, Эллада
Малоизвестные велосипедные рекорды.