На выставке «Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров» в Историческом музее Москвы представлены не только античные золотые сокровища, найденные в разные годы во время археологических раскопок в Крыму, Северном Кавказе, Прикубанье, но и античные монеты Боспорского царства. Артефакты, представленные на выставке, демонстрируют тесную связь Северного Причерноморья с античным миром Средиземноморья….
1. Золотой статер 41/40 года до н.э. Боспорский царь Асандр (49 — 17 год до н.э.).
2. Золотой статер 17/16 г. до н.э.. Боспорская царица Динамия (21 -16 год до н.э.).
10. Золотой статер 155 года н.э. Боспорский царь Митридат Евпатор (др.-греч. . ΜΙΘΡΑΔΑΤΗΣ Στ’ Ευπάτωρ — Евпатор — «рождённый славным отцом») родился в 134 году до н. э. в Синопе, в Понтийском царстве. (годы царствования в Боспорском царстве 154 -170 г.г. н.э.).
3. Золотой статер 41/40 года до н.э. 8 гр золота
4. Золотой статер 28 грамма золота
5. Золотой статер 41 грамма. Боспорский царь Митридат III (39 — 45 г.г. н.э.).
6. Золотой статер 83 грамма. Боспорский царь Рескупорид II (68 — 93г.г. н.э.).
7. Золотой статер 120 грамма. Боспорский царь Савромат I (93 -124 г.г. н.э.).
8. Золотой статер 123 грамма. Боспорский царь Котис II (123 -133 г.г. н.э.).
9. Золотой статер 131 грамма. Боспорский царь Реметалк (131 -154 г. н.э.).
11. Золотой статер 162 грамма. Боспорский царь Митридат Евпатор (др.-греч. . ΜΙΘΡΑΔΑΤΗΣ Στ’ Ευπάτωρ (154-170 г.г. н.э.).
12. Золотой статер 196 грамм. Боспорский царь (др.-греч. βασιλεύς) Савромат II (174 — 211 г.г. н.э.).
13. Золотой статер 200 грамм. Боспорский царь (др.-греч. βασιλεύς) Савромат II (174 — 211 г.г. н.э.).
14. Статер 214 грамм. Боспорский царь (др.-греч. βασιλεύς) Раскупорид III (210-226 г.г. н.э.). Электр — сплав серебра с золотом. Обычно содержание серебра в сплаве более 50%.
15. Статер 215 грамм. Боспорский царь (др.-греч. βασιλεύς) Раскупорид III (210-226 г.г. н.э.). Электр — сплав серебра с золотом.
16. Статер 216 грамм. Электр. Боспорский царь (др.-греч. βασιλεύς) Раскупорид III (210-226 г.г. н.э.)
17. Статер 221 грамм. Электр. Боспорский царь (др.-греч. βασιλεύς) Раскупорид III (210-226 г.г. н.э.)
18. Статер 225 грамм. Электр. Боспорский царь (др.-греч. βασιλεύς) Раскупорид III (210-226 г.г. н.э.).
19. Статер 227 грамм. Электр. Боспорский царь Котис III (227-233 г.г. н.э.).
20. Статер. Биллон 263/264 грамма. Боспорский царь Раскупорид VI (242-276 г.г. н.э.).
21. Индикация (лат. in-dico — показывать) со статера боспорского царя Раскупорида. Золото.
25. Золотой статер 46 грамм. Херсонес Таврический.
26. Бронзовый Тетрассарий. Херсонес Таврический. II половина н.э.
27. Индикация с херсонесского тетрассария. Золото.
24. Бронзовая монета. Херсонес Таврический. Первая половина III века до н.э. Бронза.
30. Золотые нашивные бляшки с изображением бегущего быка. III-II век до н.э. Керчь (Пантикапей). Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
22. Серебряный Диобол. Античный город Нимфей (Крым). Вторая половина V века до н.э.
28. Золотые нашивные бляшки с изображением головы нимфы. VI век до н.э. Керчь (Пантикапей). Собрание П.О. Бурачкова.
Особенностью экспозиции является графические карты с изображением самих античных монет.
Древнейшие монеты в Средиземноморье чеканились из электра — природного или искусственного сплава золота и серебра. Электровые монеты впервые появились в третьей четверти VII веке до н. э. в Лидии и очень быстро получили распространение в греческих городах Малой Азии, которые очень скоро стали выпускать свои монеты. В Греции необходимость в собственных деньгах была вызвана активным развитием торговли и формированием новой системы социально-политических отношений в архаическую эпоху. Применение прежней формы денег в слитках бронзы, золота или серебра в новых условиях международной торговли оказались неудобными — товарно-денежные отношения требовали более простого денежного обмена.
Монеты, которые можно было принимать на счет, не тратя времени на взвешивание и установление пробы металла, подходили для этого лучше всего. Изображение на монете служило государственной гарантией того, что вес и качество металла соответствовали установленным нормам. При создании монетного типа часто использовались личные или государственные эмблемы, символы почитаемых божеств или изображения самих богов. Таким образом, монеты представляли собой более прогрессивную, по сравнению с прежней формой эквивалента товара, сохранив в себе главные качества денег — строгое соответствие определенному весовому стандарту и пробу металла, установленному в разных областях античного мира. В ходе развития монетного обращения именно весовые нормы монет легли в основу системы номиналов.
3. Серебряная Драхма. Фивы. 525 — 48о гг. до н.э.
4. Серебряный Статер. Фивы. 480-460 гг. до н.э.
5. Серебряная Драхма. Фивы. 480 — 460 гг. до н.э.
6. Серебряная Гемидрахма. Фивы. 480-460 гг. до н.э.
7. Серебряный Статер Фивы. 395-387 гг. до н.э.
На выставке представлены электровые монеты городов Кизик и Митилена VI-V вв. до н. э. — они наглядно демонстрируют традиции монетного дела греческих полисов архаического периода!
Монеты неправильной формы и имеют значительную толщину, что указывает на их связь с использовавшимися прежде в качестве денег небольшими слитками драгоценных металлов; оборотная сторона занята вдавленным квадратом — оттиском металлических стержней, использовавшихся при чеканке.
Основу системы номиналов электровых монет составлял статер, который последовательно делился на шесть частей — вплоть до 1/96. На выставке демонстрируются наиболее распространенные номиналы — статер и гекты.
В середине VI века до н. э. в Лидии, в годы правления царя Крёза, в результате монетной реформы начали выпускать монеты из золота и серебра. С этого времени серебро становится основным металлом для чеканки монет в античных государствах, что связано как с широкой распространенностью этого металла, так и удобством его технологической обработки при выпуске набора номиналов.
Соотношение стоимости золота и серебра в VI-V вв. до н. э. составляло 1:13. Золотые или электровые монеты в это время чеканились не всеми полисами. В основном деньги высокой металлической стоимости выпускались для проведения крупных торговых сделок в Средиземноморской морской торговле.
В конце VI-V веке до н. э. во всех крупных Причерноморских и Средиземноморских государствах происходит активное развитие монетного дела и совершенствуются технологии монетного производства. Вдавленный квадрат на оборотной стороне монет постепенно заменяется привычным изображением, которое часто композиционно связано с изображением лицевой стороны и несёт сокращенное название города, где отчеканена монета.
На выставке можно увидеть серебряные монеты беотийского города Фивы конца VI-V вв. до н. э. На их лицевой стороне неизменно присутствует изображение беотийского щита — «эмблемы» Беотии; на оборотной стороне изображен кратер — сосуд для смешивания воды с вином, видимо, связанный с культом Амфиарая, почитаемом в Фивах.
Основным номиналом серебряной чеканки в Греции являлась драхма, состоящая из шести оболов. Выпускались и более крупные производные драхмы — дидрахма (2 драхмы), тетрадрахма (4 драхмы) и даже декадрахма (10 драхм). На выставке представлены самый крупный — статер, драхма и гемидрахма (1/2 драхмы, 3 обола).
В IV веке до н. э., накануне походов Александра Великого, темпы международной торговли стремительно росли. После покорения Персидской державы этот процесс достигает апогея, и объёмы чеканки золотых монет с этого времени значительно увеличиваются. Эллинистические правители выпускали золотые монеты, несущие на себе их изображения и титулы.
Создаётся множество монетных дворов не только в Средиземноморье, но и в Причерноморье. Обозначения на монетах становятся неотъемлемым элементом монетного типа. Монеты Херсонеса Таврического конца V — первой половины IV вв. до н. э.
Расширение международной торговли привело к тому, что монеты эллинистически, правителей распространились во всех землях, населенных греками и варварами. Многие варварские племена начали выпускать собственные монеты, часто подражая греческим образцам. Популярностью пользовались монеты Филиппа Македонского, Александра Великого и его наследников. В чеканке монет кельтских племен появились интересные подражания, в которых элементы первоначального типа сочетались со стилистикой, присущей местной кельтской культуре. Своеобразная трактовка исконного сюжета характеризует и кавказские подражания золотым монетам эллинистических царей.
Яркий пример золотой чеканки — монетное дело Боспорского царства и Херсонеса. Как и в большинстве остальных центров, выпуск золотых монет начался на Боспоре в IV веке до н.э. и был представлен статером с изображением на аверсе монеты головы бородатого сатира и на реверсе: крылатый грифон с дротиком в клюве, идущий по ячменному колосу.
В III-II вв. до н. э. цари Боспорского царства выпускали свои золотые монеты, ориентируясь на стандарты монет распространённых в Причерноморье, на статеры Лисимаха, одного из наследников Александра Великого.
В древнем Риме основой денежного обращения являлся серебряный денарий. Как и в греческих городах, золотые монеты — ауреусы чеканились от случая к случаю. В I веке до н. э., на закате Римской республики, в связи с возросшей экономической активностью, вызванной внешними и внутренними войнами, золотые ауреусы начали чеканить всё чаще. Систематический выпуск золотых монет начался во времена Римской Империи.
Римские правители рассматривали золотые монеты как прекрасный способ государственной пропаганды. На оборотной стороне — на реверсе золотых монет Римской империи часто изображали различных богов в сопровождении надписей, или сцены общественных действий, устроенных императорами. Лицевая сторона — аверс монеты всегда украшен портретом императора с обозначением титула. После монетной реформы Константина Великого и утверждения христианских традиций на золотых монетах появились новые символы.
Интересные и впечатляющи материалы восхитительной выставки «Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров», представленные в экспозиции, показывают, что античный мир был широко распространен в Северном Причерноморье, на территориях наших сегодняшних земель.
«Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров»
Античная керамика и стекло в Историческом музее.
Античные золотые украшения на выставке в Москве