Выставка «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства»

музей

Московский Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина отметил 90-летие своей археологической деятельности масштабной исторической выставкой «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства». Цель проекта — не только напомнить о том, что музейщики занимались и занимаются археологическими раскопками, но и рассказать об истории нашей страны.

карта-Bosporan_Kingdom_480-до-н.-э.-—-VI-в.-н.э.-gМало кто из непосвященных знает, что на территории нынешней России 2000 лет назад существовала высокоразвитая античная цивилизация. Академик Трубачёв Олег Николаевич в своей книге «К истокам Руси. Народ и язык» утверждает, что «Этнос с именем ‘Рос’» впервые появился именно в античной Таврии. «И разве оно не стόит несколько бόльшего внимания с нашей стороны, если именно на этом пути, идя по следам Руси Азовско-Черноморской, как и Руси вообще, мы тем самым расширяем аргументацию в пользу своего решения более чем двухвекового вопроса науки о Руси.»

Боспорское царство располагалось на Крымском полуострове и землях современного Краснодарского края. А двумя ведущими полисами государства были Пантикапей (район сегодняшней Керчи) и Фанагория (Таманский полуостров). Именно в Фанагории в 1927 году вёл археологические раскопки Пушкинский музей, и в 1936 году там была основана археологическая экспедиция. В 1945 году ученые Пушкинского музея стали работать и в Пантикапее.01-пантикапей

— Мы — копающий музей, таких не очень много. Раскопки проходят летом в Керчи, в районе Керченского музея-заповедника, — рассказала «Известиям» директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак. — За последнее десятилетие там сделаны ошеломляющие открытия, связанные с историей древнего Боспорского царства. Об этом мы и рассказываем на выставке, демонстрируя уникальные вещи и расширяя представления о древнем мире.

Недавно найденные сотрудниками археологической экспедиции артефакты позволили, в частности, скорректировать датировку появления Боспорского царства: теперь считается, что Пантикапей был основан в VII веке до н.э, а не в VI–V, как считалось ранее. Кроме того, изменились и представления о том, какие народы создали государство. Раньше считалось, что территорию осваивали только греческие колонисты, сейчас исследователи уверены в участии в этом процессе фригийцев и лидийцев.

01--=-

Так или иначе, эллинизированная культура Боспорского царства, конечно, происходит от античной Греции. Жители поклонялись Аполлону, Дионису, Деметре, строили храмы в греческом стиле, расписывали кувшины и вазы, как ремесленники из Эллады.

01---=

колонны-стиль

На выставке можно увидеть фрагмент колонны с ионическим ордером, беломраморную голову от статуи Афродиты и множество предметов керамики, демонстрирующих высокое мастерство боспорских гончаров и художников.

Например, превосходно сохранившийся стамнос —  с изображением праздника, посвящённого богу виноделия Дионису.Дионис-

Стамнос — сосуд с короткой, широкой горловиной и двумя горизонтальными ручками, использовался для хранения вина. Первоначально его делали округлым и выпуклым, со временем — все более овальным и плоским. 

01--==

Впрочем, наиболее впечатляющий экспонат из керамических изделий — ванна с рельефными фризами, изображающими соревнование колесниц. По словам представителей музея, это уникальный артефакт, не имеющий прямых аналогов среди античных находок.

01--=

Учёные предполагают, что ванна могла использоваться для ритуальных омовений жрецов во время церемоний. Увы, рисунок сохранился плохо, а сам объект был разбит. И лишь несколько лет назад благодаря технологиям 3D-моделирования и лазерного сканирования обломки были собраны воедино.

DCF 1.0

Ещё один экспонат, поражающий посетителей, — ритуальное захоронение коня — сфагион. В стеклянной витрине, дно которой заполнено песком, расположены кости лошади и бронзовые ажурные бляхи, украшавшие сбрую. 

Поскольку лошадь была неотъемлемой частью жизни воина-кочевника, то для предотвращения скифских набегов эллины проводили мистические ритуалы, в ходе которых расчленяли тушу коня, конь был обезглавлен, провели с ней какие-то обряды, а потом хоронили её, но не всю, а лишь часть. Подробности ритуала достоверно не известны, но материальные свидетельства его можно увидеть своими глазами.

Македонии золотой олив, 4-й век до н. э.

Есть в экспозиции музея и более традиционные предметы, которые, однако, завораживают красотой. В их числе — золотые сокровища: погребальный венок, нашивные бляшки с изображениями головы Медузы Горгоны и скифа на коне, монеты с рельефными портретами

01----

Представлена на выставке и великолепная чернолаковая керамика, и эллинистические терракоты, и фрагменты мраморных статуй. Создатели экспозиции смогли привезти полутонные каменные и мраморные архитектурные детали, в том числе камни с древними надписями.

Но главное — практически за всеми экспонатами выставки скрываются увлекательные истории: порой пугающие, как в случае с многочисленными артефактами из некрополя, а порой восхищающие величием событий, безмолвными свидетелями которых они стали.

По материалам статьи

01--

Есть даже поднятый со дна моря боевой корабельный таран первого века до нашей эры и постамент надгробного памятника жены царя Митридата VI Евпатора Гипсикратии — знаменитой женщины-воительницы, которая погибла с оружием в руках, сражаясь у стен Фанагории.

01-=-

Правда, порой раскопки порождают больше вопросов, чем ответов, но такова уж археологическая диалектика. В любом случае, с каждым полевым сезоном идёт постоянное накопление знаний, и картина становится более целостной. Просто пока исследовано лишь два процента от 75 гектаров территории Фанагорийского городища, аналогичная картина и в Пантикапее. И тем не менее, каждый год приносит уточнения и открытия.

01---

Возникает вопрос, почему так мало территории открыто и нельзя ли увеличить скорость работ. Ответ однозначный: нет, нельзя. «Памятник лучше всего сохраняется в земле» — это археологическая аксиома. Раскапывая, исследователь фактически уничтожает памятник. Исходя из этого, археолог должен, во-первых, максимально точно зафиксировать все нюансы раскопок – стратиграфические слои, изменение плотности и цвета почвы, расположение предметов и т.д. Во-вторых, тщательно обработать весь найденный материал, а в-третьих, ему нужно думать, как сохранить раскопанные архитектурные остатки. На консервацию и последующую музеефикацию требуется больше средств, чем на раскопки, а выделяет их государство весьма скудно.

01-==

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org