Московский Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина отметил 90-летие своей археологической деятельности масштабной исторической выставкой «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства». Цель проекта — не только напомнить о том, что музейщики занимались и занимаются археологическими раскопками, но и рассказать об истории нашей страны.
Мало кто из непосвященных знает, что на территории нынешней России 2000 лет назад существовала высокоразвитая античная цивилизация. Академик Трубачёв Олег Николаевич в своей книге «К истокам Руси. Народ и язык» утверждает, что «Этнос с именем ‘Рос’» впервые появился именно в античной Таврии. «И разве оно не стόит несколько бόльшего внимания с нашей стороны, если именно на этом пути, идя по следам Руси Азовско-Черноморской, как и Руси вообще, мы тем самым расширяем аргументацию в пользу своего решения более чем двухвекового вопроса науки о Руси.»
Боспорское царство располагалось на Крымском полуострове и землях современного Краснодарского края. А двумя ведущими полисами государства были Пантикапей (район сегодняшней Керчи) и Фанагория (Таманский полуостров).
Именно в Фанагории в 1927 году вёл археологические раскопки Пушкинский музей, и в 1936 году там была основана археологическая экспедиция. В 1945 году учёные Пушкинского музея стали работать и в Пантикапее.
— Мы — копающий музей, таких не очень много. Раскопки проходят летом в Керчи, в районе Керченского музея-заповедника, — рассказала «Известиям» директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак. — За последнее десятилетие там сделаны ошеломляющие открытия, связанные с историей древнего Боспорского царства. Об этом мы и рассказываем на выставке, демонстрируя уникальные вещи и расширяя представления о древнем мире.
Недавно найденные сотрудниками археологической экспедиции артефакты позволили, в частности, скорректировать датировку появления Боспорского царства: теперь считается, что Пантикапей был основан в VII веке до н.э, а не в VI–V, как считалось ранее. Кроме того, изменились и представления о том, какие народы создали государство. Раньше считалось, что территорию осваивали только греческие колонисты, сейчас исследователи уверены в участии в этом процессе фригийцев и лидийцев.
Так или иначе, эллинизированная культура Боспорского царства, конечно, происходит от античной Греции. Жители поклонялись Аполлону, Дионису, Деметре, строили храмы в греческом стиле, расписывали кувшины и вазы, как ремесленники из Эллады.
На выставке можно увидеть фрагмент колонны с ионическим ордером, беломраморную голову от статуи Афродиты и множество предметов керамики, демонстрирующих высокое мастерство боспорских гончаров и художников.
Например, превосходно сохранившийся стамнос — с изображением праздника, посвящённого богу виноделия Дионису.
Стамнос — сосуд с короткой, широкой горловиной и двумя горизонтальными ручками, использовался для хранения вина. Первоначально его делали округлым и выпуклым, со временем — все более овальным и плоским.
Впрочем, наиболее впечатляющий экспонат из керамических изделий — ванна с рельефными фризами, изображающими соревнование колесниц. По словам представителей музея, это уникальный артефакт, не имеющий прямых аналогов среди античных находок.
Учёные предполагают, что ванна могла использоваться для ритуальных омовений жрецов во время церемоний. Увы, рисунок сохранился плохо, а сам объект был разбит. И лишь несколько лет назад благодаря технологиям 3D-моделирования и лазерного сканирования обломки были собраны воедино.
Ещё один экспонат, поражающий посетителей, — ритуальное захоронение коня — сфагион. В стеклянной витрине, дно которой заполнено песком, расположены кости лошади и бронзовые ажурные бляхи, украшавшие сбрую.
Поскольку конь была неотъемлемой частью жизни воина-кочевника, то для предотвращения скифских набегов эллины проводили магические ритуалы, в ходе которых расчленяли тушу коня. Захороненный конь был обезглавлен, над ним проводили какие-то колдовские обряды, а потом хоронили его, но не всего, а лишь часть. Подробности ритуала достоверно не известны, но материальные свидетельства его можно увидеть своими глазами.
Есть в экспозиции музея и более традиционные предметы, которые, однако, завораживают красотой. В их числе — золотые сокровища: погребальный венок, нашивные бляшки с изображениями головы Медузы Горгоны и скифа на коне, монеты с рельефными портретами…
Представлена на выставке и великолепная чернолаковая керамика, и эллинистические терракоты, и фрагменты мраморных статуй. Создатели экспозиции смогли привезти полутонные каменные и мраморные архитектурные детали, в том числе камни с древними надписями.
Амфора II века до н.э. , происходит из эллинистического погребения некрополя Фанагории. Обычай класть столовую посуду в могилу был широко распространен во всей Греции. По мнению учёных, в погребениях азиатской части Боспора Киммерийского амфора зачастую играла роль заупокойного дара умершему.
Тулово амфоры украшено рельефным «мегарским» орнаментом: полоса меандра, полоса растительного орнамента (листья аканфа) под ней и розетка на дне.
Заполнение могилы было связано с положением умершего, его религиозными воззрениями и материальными возможностями. Как и в современном мире погребальный обряд был одним из способов показать богатство и статус семьи. Усопшему в могилу могли класть разные предметы, которые он использовал при жизни и вещи, которые ему могут понадобиться в загробном мире.
Не все предметы, обнаруженные в захоронениях, можно трактовать однозначно. Например, сосуд для воды могли положить по двум причинам: или его использовали для омовения при подготовке умершего к погребению, или он предназначен усопшему как сосуд для питья.
Но главное — практически за всеми экспонатами выставки скрываются увлекательные истории: порой пугающие, как в случае с многочисленными артефактами из некрополя, а порой восхищающие величием событий, безмолвными свидетелями которых они стали.
По материалам статьи
Есть даже поднятый со дна моря боевой корабельный таран первого века до нашей эры и постамент надгробного памятника жены царя Митридата VI Евпатора Гипсикратии — знаменитой женщины-воительницы, которая погибла с оружием в руках, сражаясь у стен Фанагории.
Порой раскопки порождают больше вопросов, чем ответов, но такова уж археологическая диалектика. В любом случае, с каждым полевым сезоном идёт постоянное накопление знаний, и картина становится более целостной.
Пока исследовано лишь два процента территории от 75 гектаров земли Фанагорийского городища, аналогичная картина и в Пантикапее. Тем не менее, каждый год приносит уточнения и открытия.
Возникает вопрос, почему так мало территории открыто и нельзя ли увеличить скорость работ. Ответ однозначный: нет, нельзя. «Памятник лучше всего сохраняется в земле» — это археологическая аксиома.
Раскапывая, исследователь фактически уничтожает памятник. Исходя из этого, археолог должен, во-первых, максимально точно зафиксировать все нюансы раскопок – стратиграфические слои, изменение плотности и цвета почвы, расположение предметов и т.д. Во-вторых, тщательно обработать весь найденный материал, а в-третьих, ему нужно думать, как сохранить раскопанные архитектурные остатки. На консервацию и последующую музеефикацию требуется больше средств, чем на раскопки, а выделяет их государство весьма скудно.
Золотые украшения, найденные на Таманском полуострове хранятся во Всероссийском музее декоративного искусства, экспонируются на выставке «Искусство и декорация как повседневность античности». На выставке можно увидеть подлинные предметы из коллекций музея «Фанагория» — античные керамика, стекло, ювелирные украшения.