Выставка «Поезд Победы»

Поезд-победы-2016

«Поезд Победы» — первая в мире интерактивная выставка, размещенная в движущемся составе поезда. Выставка «Поезда Победы» с максимальным эффектом присутствия, состоит из 10 тематических вагонов, каждый из которых посвящён отдельным событиям Великой Отечественной войны. В каждом вагоне поезда-музея — уникальная история, в которой переплетены драматические события военных лет, исторические факты, судьбы и воспоминания людей.

Для посещения музея нужно заранее зарегистрироваться на сайте http://поездпобеды.РФ и получить бесплатный электронный билет на конкретные дату и время.

Количество пригласительных билетов на каждый экскурсионный сеанс ограничено. Входные пригласительные билеты поступают на сайт за один-два дня до даты прибытия экспозиции в город. Каждый билет — именной и содержит фамилию, имя и отчество посетителя.

В год 80-летия Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией, которую мы будем отмечать 9 мая 2025 года, не упустите возможность посетить 13 апреля уникальный музей «Поезда Победы», в котором с помощью современных технологий дополненной реальности и объёмного звука можно узнать больше о Великой Отечественной войне.

поезд победы

На сегодняшний день ни в одном музее мира нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре, как в «Поезде Победы». Но не только скульптурами уникальна выставочная экспозиция, интересно также и её мультимедийное сопровождение: 50 видео-проекторов, 18 видео-стен, 12 столов, которые благодаря световым и звуковым эффектам воссоздают захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, рисуют картины походной солдатской жизни и тихие воспоминания мирного довоенного времени. Всё это делает экспозицию музея в «Поезде Победы» более проникновенной, а ощущения от увиденного — более острыми.

«Важно, чтобы наши студенты, наша молодежь понимали, через какие испытания прошли их предки. Как смогли выстоять и победить. Наша ответственность перед будущими поколениями — сделать всё, чтобы не допустить повторения подобных трагедий, во имя памяти миллионов людей, погибших и пострадавших. Победу приближали и на фронте, отстаивая каждую пядь родной земли, и в тылу — на заводах, в научных лабораториях и исследовательских институтах. Во время войны советские ученые ни на секунду не прекращали своих исследований. Водородное топливо, космонавтика, атомная энергетика, реактивные двигатели — всё это появилось уже в мирное время. Наши ученые помогли решить огромное число чрезвычайно трудных задач, необходимых фронту, и тем самым не только приблизили Победу, но и укрепили статус нашей страны как научной державы на многие десятилетия вперед…»
Валерий Николаевич Фальков, министр науки и высшего образования Российской Федерации.

22 июня

Мирное время
Последние часы перед войной. За окном мирная жизнь. Городской вокзал, солнечный летний день. Дмитрий Поштаренко, автор экспозиции.

Пассажирский вагон, в котором едут люди из разных социальных слоев, самых разных возрастов, устремлений, профессий: инженеры, пионеры, лётчики… Повседневная жизнь огромной страны, сконцентрированная в движущемся поезде. Романтика железных дорог, разговоры с соседями, пейзаж за окном. Кто эти пассажиры? Какие планы заставили их отправиться в путь?

Планам этим не суждено сбыться. Мирное время отсчитывает последние часы. 22 июня 1941 года — день, который навсегда изменит судьбы миллионов советских людей. В 12:15 по радио зазвучит речь председателя Совета народных комиссаров Молотова: «...без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы…»

Как сложилась дальнейшая судьба пассажиров плацкарта, мы можем лишь догадываться, но известно одно: следующие четыре года изменят всё навсегда.

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
стихи Булата Окуджавы.

брестская крепость

2 вагон — Брестская крепость
Резкий переход от мира к войне — контраст между интерьером жилой комнаты тихим утром 22 июня 1941 года и армадой немецких бомбардировщиков, виднеющейся за окном.

Брестская крепость — символ стойкости и мужества советского человека с первых же минут Великой Отечественной войны.

Защитники крепости сражались в тяжелейших условиях: приходилось укрываться в подвалах, люди испытывали постоянную нехватку воды, продуктов питания, боеприпасов, медикаментов, не имели никакой связи с основными силами Красной Армии, ничего не знали о происходящем за пределами крепости.

Но вместо нескольких часов, отведенных на захват Брестской крепости по плану вермахта, она держалась до 29 июня, а отдельные очаги сопротивления — до конца июля 1941 г.
Участники героической обороны крепости — солдаты и командиры Красной армии, а также женщины и даже дети — члены семей военнослужащих.

поезд на фронт

3 вагон
Идея первой части вагона —
Поезд на фронт
В каждую семью пришла война. Совсем юные мальчишки едут на фронт защищать Родину. От края и до края поднялась огромная страна. В эти дни не было человека — взрослого или ребенка, — равнодушного к судьбе своей страны.

В начале вагона плачет женщина, в ней воплощен образ всех солдатских матерей. В её слезах — предчувствие того, какие испытания предстоит пройти нашему народу, понимание того, сколько горя принесет война.

На лицах молодых людей, отправляющихся на фронт, — тревога. Впереди — неизвестность, холод надвигающейся беды. В руках у них солдатские медальоны, которые выдавались каждому зачисленному на военную службу: в такой медальон вкладывалась записка с указанием основных данных бойца, чтобы опознать его в случае гибели.

окоп

Фрагменты воспоминаний К. К. Рокоссовского: «Нелегкое дело предстояло нашим солдатам и офицерам — пройти эти гиблые места, пройти с боями, пройти стремительно. Люди готовили себя к этому подвигу. Пехотинцы невдалеке от переднего края учились плавать, преодолевать болота и речки на подручных средствах, ориентироваться в лесу. Было изготовлено множество мокроступов — болотных лыж, волокуш для пулеметов, минометов и легкой артиллерии, сделаны лодки и плоты. У танкистов — своя тренировка».

4 концлагерьКонцлагерь
Напоминание об одном из самых страшных преступлений Третьего рейха — концентрационных лагерях, местах массового заточения и уничтожения людей. Узников нацистских лагерей ожидали бесчеловечные эксперименты, пытки, голод, расстрелы, газовые камеры. Все эти ужасы не может вместить человеческий разум. Но человечество должно об этом знать и помнить спустя десятилетия и века.

санитарный вагон

Постоянные военно-санитарные поезда предназначались для перевозки раненых и больных из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронтовых и внутренних районов.

Военно-санитарные поезда состояли из 17-18 вагонов вместимостью от 374 до 507 мест, в том числе для тяжелораненых — до 147. В составе постоянного военно-санитарного поезда имелись электростанция, вещевой цейхгауз, кухня, аптека-перевязочная, вагон для тяжелораненых.

«На каждую медсестру приходилось по 165 раненых. В груженый рейс практически не спали. Каждое утро — обход врача, назначения, перевязки, кормление, поддержание чистоты в вагоне. Потом писали письма под диктовку раненых, читали им вслух».
Александа Киселева, медсестра военно-санитарного поезда №312.

11 863 поезда было задействовано за годы Великой Отечественной войны в перевозках по эвакуации раненых.

5 млн человек — общее число вывезенных железнодорожным транспортом раненых и больных за всю войну.

24 июня-Т1945-яжелые танки ИС-2 проходят по Красной площади

Идея второй части вагона —
Наука
Значителен вклад науки в Победу в Великой Отечественной войне. Труд ученых и конструкторов в предвоенные и военные годы позволил осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня и наладить их массовое производство.

Под руководством физиков А. П. Александрова и И. В. Курчатова были проведены работы по обеспечению защиты военных кораблей от магнитных мин. Исследования математика М. В. Келдыша существенно улучшили лётные характеристики боевых самолетов, за что в 1942 году он был удостоен Сталинской премии. Конструкторскими бюро С. В. Ильюшина, А. В. Яковлева, А. Н. Туполева, С. А. Лавочкина и других были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации в воздухе.

При активном участии ученых удалось в сжатые сроки перевести промышленность на военные рельсы и наладить поточное производство боевой техники.

Труды военных медиков и микробиологов Н. Н. Бурденко, А. Д. Сперанского, З. В. Ермольевой и других обеспечили успешное лечение раненых в полевых условиях.

Гигантский прорыв в науке позволил Красной армии получить преимущество на поле боя.

5vagon_banya

6 вагон
Банно-прачечные поезда
Банно-прачечные поезда в годы войны стали важнейшим средством соблюдения санитарно-эпидемиологических норм в армии. Чистота и гигиена — основа здоровья масс, а болезни значительно ослабляют армию. В вагонах банно-прачечных поездов находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Зачастую для солдат это было единственной возможностью помыться в периоды долгих походов.

В составе банно-прачечных поездов кроме банно-дезинфекционного отделения (4 вагона — раздевалка, душевая, дез. камера и одевальная) и прачечной (4 вагона с механическими стиральными машинами) были и вспомогательные вагоны: две цистерны для воды, электростанция со слесарной мастерской, кухня, столовая, склад и вагон для личного состава поезда.

Поход в банный поезд был радостным событием — десять вагонов банно-прачечного поезда бойцы сравнивали с десятью кругами рая. Производительность поезда была высокой: за один час полную санитарную обработку в нем могли пройти до 100 человек.

В этом вагоне посетители экспозиции впервые видят немцев: это солдаты, недавно взятые в плен под Сталинградом и приведенные в банный вагон по приказу советского командования, а среди них — генерал-фельдмаршал 6 армии Фридрих Паулюс.

Дорога-жизни-блокадного-Ленинграда

Дорога-жизни-блокадного-Ленинграда

Блокада Ленинграда стала самой продолжительной и самой жестокой в современной истории. От холода, голода и обстрелов погибло около 700 тысяч человек. После прорыва блокады город постепенно возвращался к мирной жизни, но его наводнили полчища крыс. По одной из городских легенд, для спасения Ленинграда жители Сибири отдавали своих кошек, и состав с хвостатыми охотниками отправился в измученный город.

рокоссовский

7 вагон
Штабной вагон
Успех операции «Багратион», одной из самых масштабных наступательных операций в истории, во многом был обусловлен возросшим военным мастерством командования советской армии. С точки зрения военной науки наступление в Белоруссии является одной из вершин полководческого таланта.

Именно поэтому рассказ о великой Победе был бы неполным без истории о том, как в военных штабах рождались планы битв и сражений, во многом предопределивших исход войны.

Героем этого вагона стал неприхотливый в быту и любимый солдатами маршал Рокоссовский, получивший маршальскую звезду, а потом и звание Героя Советского Союза за операцию «Багратион».

Успех сопутствовал Красной армии не только на поле боя, но и в новой сфере противоборства — радиоэфире. Здесь блестящую победу одержали советские контрразведчики.

Бронепоезд -Железняков

Бронепоезд
Ярко проявили себя во время войны бронепоезда. Одним из самых известных стал бронепоезд «Илья Муромец», построенный на средства железнодорожников Муромского узла в подарок Красной армии. Бронепоезд практически дошел до Берлина. Ему оставалось всего 50 км до города, но мост через реку Одер оказался разрушен.

В этой тематической зоне посетитель может не только оказаться внутри бронированного поезда, но и увидеть подбитый немецкий бронепоезд, а также стать свидетелем воздушного боя.

Преступление японских милитаристов

8 вагон
Преступление японских милитаристов
Эпизод воссоздает интерьер биолаборатории, где японскими военными врачами разрабатывалось бактериологическое оружие и проводились нечеловеческие медицинские опыты на живых людях. Созданный для этих целей императором Хирохито в 1932 году специальный «Отряд 731», имел в составе три тысячи человек и дислоцировался на оккупированной территории Китая.

Фигура Отодзо Ямада — генерал Императорских вооружённых сил Японии, командующий Квантунской армией. Обвинялся в руководстве деятельностью по подготовке бактериологической войны, один из главных обвиняемых на Хабаровском процессе.
Напротив лаборатории расположена фигура девушки — китайской партизанки Чэн Бенхуа, воссозданная со знаменитой фотографии, сделанной перед её казнью. В 1937 Чэн Бенхуа вместе со своим мужем присоединились к антияпонским силам самообороны в округе Хэсянь. После гибели мужа она продолжала сражаться пока не была схвачена японцами. Пытки не сломили Чэн, в 1938 году она была казнена.

Нюрнбергский трибунал

Нюрнбергский трибунал
Послевоенное мироустройство требовало суда над военными преступниками и осуждение нацистской захватнической политики, направленной на уничтожение целых народов.

Именно благодаря военным трибуналам 1945-1949 годов — Нюрнбергскому, Токийскому и Хабаровскому — весь мир узнал о злодеяниях нацистской Германии и милитаристской Японии. Международный военный трибунал в Нюрнберге — ключевой судебный процесс над главными нацистскими преступниками гитлеровской Германии, состоявшийся 20 ноября 1945 г. — 1 октября 1946 г.

На Нюрнбергском процессе был впервые на международном уровне озвучен весь масштаб зверств нацистских преступников на оккупированной территории СССР. На процессе работал творческий коллектив советских художников-графиков — Кукрыниксы, в который входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Их задача была — сделать карикатуры по рисункам, сделанным в зале суда.

поезд победы

Победа и возвращение домой
Весна 1945 года. 1418 дней войны позади, они оставили не только шрамы на теле, но и глубокий след в душах людей, прошедших это страшное испытание. На фронт уходили молодые, порой неопытные пареньки и девушки, а возвращаются возмужавшие, уверенные в своей силе и правоте победители.
А сколько не вернулось с фронтов! Сколько было погребено под слоем золы, пыли и крови! Сколько семей не дождалось своих любимых мужей, отцов, братьев и сестер!
Но победители возвращаются. На полустанках, станциях и вокзалах их будут встречать с цветами, слезами и оркестрами. Они возвращаются и героическими усилиями, со всем советским народом, будут восстанавливать разрушенную, разоренную страну.

поезд победы

Люди военного поколения — настоящие герои. Они не ждали почестей, наград или славы. Они просто хотели, чтобы жили мы с вами.

Поезд — это метафора жизни человека. Каждому из нас, глядя в глаза тех, кто защищал нашу Родину, стоит задуматься, для чего и как мы живем, достойно ли распоряжаемся даром, полученным от поколения победителей, — даром жизни.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org