В Центральном музее Тавриды в Симферополе открыта обновленная экспозиция выставки «Золотая кладовая» + ФСБ против «чёрной археологии». Во время мероприятий, призванных пресечь незаконный оборот предметов относящихся к числу культурных ценностей сотрудники управления федеральной службы безопасности по Крыму и Севастополю изъяли из незаконного оборота чёрных копателей археологические ценности на сумму 2 миллиона долларов.
Две сотни археологических ценностей, изъятых у «черных археологов», получил Центральный музей Тавриды (Симферополь) от крымского управления ФСБ. Акт о передаче коллекции был подписан главой Крыма Сергеем Аксеновым, и начальником управления ФСБ по Севастополю и Крыму Леонидом Михайлюком.
Золотые скифские и боспорские гривны, римские монеты, греческие украшения и посуда, артефакты тавров и готов – всего более 200 предметов переданы в музеи полуострова Управлением ФСБ по Крыму и Севастополю.
Все эти ценности были найдены в разное время «чёрными копателями», однако их незаконная распродажа была пресечена правоохранителями, а сами находки стали собственностью государства. Большая часть предметов уже экспонировалась на выставке «ФСБ против Чёрной археологии», теперь они стали собственностью Российской Федерации и переданы на постоянное хранение Центральному музею Тавриды.
Эта коллекция является достоянием народов Российской Федерации. По оценкам специалистов, коллекция бесценна, и поэтому с ней должны иметь возможность ознакомится все, кто по настоящему ценит историю и культуру нашего государства, – сказал руководитель регионального управления ФСБ.
Большинство археологических предметов переданных Центральному музею Тавриды относятся к периоду поздней античности: со II века до нашей эры до IV века нашей эры. Находки отражают историю региона в эпоху Римской империи и Великого переселения народов. Среди артефактов — золотые и серебряные украшения, посуда из керамики и стекла, а также монеты.
Это примерно 200 предметов оценочной стоимостью около двух миллионов долларов. Новые находки отчасти компенсируют потери крымских музеев отдавших свои коллекции на выставку в Голландию. Ценность артефактов сопоставима, — отметил директор музея Тавриды Андрей Мальгин.
Глава Крыма Сергей Аксёнов, также принявший участие в церемонии передачи артефактов музею, отметил, что усилиями правоохранительных органов чёрный рынок археологических ценностей прекратил своё существование.
На сегодня благодаря усилиям сотрудников ФСБ уровень работ чёрной археологии в Крыму приблизился практически к нулю. Теперь археологические раскопки будут проводить только официальные организации под руководством органов власти совместно с федеральными археологическими университетами. Найденные артефакты предназначены для того, чтобы крымчане и гости Крыма могли оценить и посмотреть на историю Крыма от древних времён до современности, – сказал Глава Республики Крым.
Сергей Аксёнов добавил, что республиканское правительство совместно с Правительством Российской Федерации прорабатывает вопрос о проведении археологических раскопок на всех известных местах Крыма в 2019-2020 годы.
Всем кто ценит историю страны, обязательно следует посетить Центральный музей Тавриды (Симферополь) и познакомиться с предметами культуры, которые могли быть навсегда утрачены, но остались в стране благодаря бдительности ФСБ.
Основная экспозиция выставки включает археологические предметы из драгоценных металлов – украшения, культовые аксессуары, детали одежды, монеты, найденные за последнюю четверть века во время археологических раскопок на территории Крымского полуострова.
Теперь наряду с выставочными разделами «Сокровища Крымской Готии» и «Монетные клады Крыма» она включает также выставку предметов из древних, античных и средневековых памятников и захоронений, конфискованных у «чёрных копателей» и контрабандистов в ходе проведения ФСБ России мероприятий по пресечению незаконного оборота культурных ценностей.
В трёх выставочных залах Центрального музея Тавриды представлено более 2000 экспонатов из драгоценных металлов, а также вещей представляющих несомненную художественную ценность: золотые и серебряные украшения, монеты, стеклянная и керамическая посуда, бронзовые изделия, изделия из камня.
Хронологическая принадлежность артефактов – от эпохи бронзы (III тысячелетие до н.э.) до периода позднего средневековья (ХV века), отражающие историю Восточно-средиземноморского региона, Северного Причерноморья, Малой Азии, Ирана и Египта в период Римской империи, эпоху Великого переселения народов.
Некоторые предметы, как например, готские пряжки с орлиными головами, образцы римского стекла — уникальны.
Чаша диатрета — таких чаш в мире всего около 50 экземпляров, как фрагментов, так и целых чаш. Есть уникальные, в единичном экземпляре, хранящиеся в Лувре, других музеях мира. В таком целом состоянии, как наша чаша, с маленькими утратами, считается полный экземпляр. В мире таких чаш диатрета вообще единицы.
Диатрета (др.-греч. διάτρητος — прорезанный, пробитый насквозь) — сосуд из стекла преимущественно колоколообразной формы с двойными стенками: тулово сосуда находится внутри внешней стеклянной ажурной «сетки» прорезной работы.
Диатреты были для римлян изысканными и дорогими изделиями из стекла, за кольцо диатрета могла подвешиваться как светильник. Известны античные законы, регулировавшие ответственность шлифовальщиков за порчу диатрет. Самые ранние экземпляры диатрет датируются I веком н. э. Расцвет производства диатрет приходится на III и IV вв. н.э.
«Чаша Диониса», датируемая VI — первой половиной V вв. до н. э. Форма чаши называется Мастос (лат. mastos) — древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол не осушив до дна. На «чаше Диониса» изображены сатиры, менады, виноградная лоза. По описанию, во время Дионисиев — древнегреческого праздника в честь Диониса, все должны пить вино в честь бога виноделия и виноградарства Диониса, надо было залпом выпить «чашу Диониса», быть пьяными, весёлыми. В Боспорском царстве пили вино «по-скифски» не разбавляя его водой, а в древней Греции было не принято пить не разбавленное водой вино, хотя было не мало любителей выпить «по-скифски», особенно во время праздника Дионисия.
Как же римляне получали цветное стекло?
Современные исследования позволили установить лишь ряд компонентов используемых для получения некоторых цветов. Особую проблему составляло то, что многие секреты стекольного производства охранялись в древнем Риме, как важнейшая государственная тайна. Точный процесс получения жёлтого, как правило, непрозрачного стекла, к сожалению неизвестен, но предположительно использовались добавки сурьмы и свинца.
Экспозиция выставки «Золотая кладовая» +ФСБ против «чёрной археологии» приурочена к 100-летию создания специальных служб РФ и проходит при содействии Министерства культуры РК, Государственного комитета по охране культурного наследия Крыма, Российского исторического общества, Общественной палаты Республики и регионального штаба Общероссийского народного фронта в Республике Крым.
Выставка«Золотая кладовая» +ФСБ против «чёрной археологии» продлится до 31 августа.