В Евпатории появилась экскурсия на вновь открытый экскурсионный объект – хаммам — турецкую баню. Своим существованием она была обязана крымскому хану Сахибу I Гирею (1501 — 1551). Баня была построена весьма искусно в XVI веке славянскими строителями, угнанными в рабство, имя архитектора неизвестно.
Своим существованием турецкая баня обязана римским «Термам» . Арабы переняли обычай строительства таких бань у римлян. После падения Византийской (Восточно-Римской) империи и захвата турками столицы Византии Константинополя — 29 мая 1453 года , римская баня была переименована в «хаммам» — турецкую баню, как и Константинополь — в Стамбул, а крупнейший византийский христианский собор Святой Софии — в Аль-Софию.
В то время на территории нынешней Евпатории (Гёзлёве) находился один из самых больших невольничьих рынков Европы. В средневековом Крыму невольничьи рынки были в Карасубазаре (ныне Белогорск) и в Кафе (ныне Феодосия). Из порта Кафы невольников переправляли в Турцию и другие страны юго-востока Средиземного моря.
В турецкой бане в Гёзлёве (Евпатории) мылись не только турки и крымские татары, но и славяне-рабы, которым хозяева хотели «придать товарный вид».
В те далёкие времена, когда строилась эта баня, Евпатория называлась Гёзлёвом, русские называли город Козлов. В XVI веке в городе было 2 тысячи дворов, 24 мечети, 7 колодцев с «водой кристальной», 11 гостиниц, несколько сотен частных бань, которые строили на собственных подворьях состоятельные горожане, и 5 общественных бань предназначенных для жителей города.
До наших дней сохранилась лишь одна турецкая баня XVI века, на улице Красноармейской. Самая прекрасная и роскошная из тех древних турецких бань была напротив ханской мечети Джума-Джами. Ей выпал счастливый жребий служить усладой тела и духа высших правителей Крыма и их приближенных.
Лежаки, пол и стены хаммама были сделаны из мрамора, в полу были проложены трубы, по которым шёл горячий воздух и нагревал пол, горячие камни в бане поливали водой, для образования пара. Сочетание массажа имеющего расслабляющий эффект, пар и тепло дают потрясающий лечебный эффект.
Турецкая баня представляет собой многокупольное здание, сложенное из местного известняка-ракушечника и бута на крепком цементном растворе. Баня имеет два отдельных входа и делится на две равные части — мужскую и женскую.
Внутренняя планировка турецкой бани соответствует схеме, по которой строились все турецкие бани средневековья. Здание состоит из четырёх последовательно сообщающихся помещений с нарастающим температурным режимом от 35°С до 55°С: раздевалка — «джамкон», комната отдыха — «соулук», потельного зала (парилки) и «Согуклук» — помещение для мытья, массажный кабинет.
Турецкая баня работала до 80 годов прошлого века, многие старожил побывали во внутренних помещениях хаммама, не только на экскурсии, но и пользовались услугами банного заведения. Воспоминания посетителей оставили нам рассказы о тёплых мраморных полах евпаторийской бани, о потолке в виде высокого купола, сквозь который можно было увидеть небо. В куполе были проделаны круглые отверстия диаметром 15-20 см для выхода пара, сквозь них в баню мог заглянуть только Аллах и птицы небесные.
Можно пробраться на крышу бани сквозь узкий лаз, но вид с высоты крыши вас не восхитит и не впечатлит, так как Евпатория давно уже не одноэтажная, и обзору мешают современные двухэтажные постройки – доходные дома предприимчивых земляков.
Вернувшись с крыши и яркого солнца внутрь бани вы окажетесь в полумраке хаммама и увидите лучи полуденного солнца, пробивающиеся сквозь многочисленные отверстия в куполах, освещая стены.
Скольких людей видели они за свою многовековую историю, сколько событий и тайн хранят эти стены.
Надеемся, они когда-нибудь раскроют свои секреты, а люди, посетившие когда-то хаммам, поделятся с нами своими рассказами и впечатлениями.
Турецкая баня — памятник архитектуры, находящийся в удручающем состоянии, приглашает жителей и гостей города прийти сюда, и пусть не смыть со своего тела пыль дорог и житейских тревог, а просто прикоснуться к истории, послушав под древними сводами хаммама интересный рассказ экскурсовода о средневековых банях.