В Евпатории появилась экскурсия на вновь открытый экскурсионный объект – хаммам — турецкую баню. Своим существованием она была обязана крымскому хану Сахибу I Гирею (1501 — 1551). Баня была построена весьма искусно в XVI веке славянскими строителями, угнанными в рабство, имя архитектора неизвестно.
Своим существованием турецкая баня обязана римским «Термам» . Арабы переняли обычай строительства таких бань у римлян. После падения Византийской (Восточно-Римской) империи и захвата турками столицы Византии Константинополя — 29 мая 1453 года , римская баня была переименована в «хаммам» — турецкую баню, как и Константинополь — в Стамбул, а крупнейший византийский христианский собор Святой Софии — в Аль-Софию.
В то время на территории нынешней Евпатории (Гёзлёве) находился один из самых больших невольничьих рынков Европы. В средневековом Крыму невольничьи рынки были в Карасубазаре (ныне Белогорск) и в Кафе (ныне Феодосия). Из порта Кафы невольников переправляли в Турцию и другие страны юго-востока Средиземного моря.
В турецкой бане в Гёзлёве (Евпатории) мылись не только турки и крымские татары, но и славяне-рабы, которым хозяева хотели «придать товарный вид».
В те далёкие времена, когда строилась эта баня, Евпатория называлась Гёзлёвом, русские называли город Козлов.
В XVI веке в городе было 2 тысячи дворов, 24 мечети, 7 колодцев с «водой кристальной», 11 гостиниц, несколько сотен частных бань, которые строили на собственных подворьях состоятельные горожане, и 5 общественных бань предназначенных для жителей города.
До наших дней сохранилась лишь одна турецкая баня XVI века, на улице Красноармейской. Самая прекрасная и роскошная из тех древних турецких бань была напротив ханской мечети Джума-Джами. Ей выпал счастливый жребий служить усладой тела и духа высших правителей Крыма и их приближенных.
Лежаки, пол и стены хаммама были сделаны из мрамора, в полу были проложены трубы, по которым шёл горячий воздух и нагревал пол, горячие камни в бане поливали водой, для образования пара. Сочетание массажа имеющего расслабляющий эффект, пар и тепло дают потрясающий лечебный эффект.
Турецкая баня представляет собой многокупольное здание, сложенное из местного известняка-ракушечника и бута на крепком цементном растворе. Баня имеет два отдельных входа и делится на две равные части — мужскую и женскую.
Итак, переступаем порог и переносимся в средневековье. Первое помещение турецкой бани называется — «джамкон» — раздевалка. Обернувшись простынёй, и надев на ноги специальные деревянные сандалии («налык«), чтобы можно было идти по горячему полу, посетители спускались по каменным ступенькам, проходили через низенькую арку и наконец попадали в довольно просторное помещение — комната отдыха («соулук»), где температура воздуха достигает 45 градусов по Цельсию .
Всюду очень красиво, широкие лавки из белого мрамора, и горячий пол, который может обжечь босые ноги, поэтому все в деревянных сандалиях. Можно присесть на мраморную лавку и немного расслабиться, согреться, полюбоваться фонтаном, приятно журчащий посредине. Или посмотреть вверх, где круглые окошки, расположенные в куполе, обеспечивают помещение приглушенным светом. С первыми капельками пота, которые обычно выступают минут через 25-40, надо идти в следующее помещение — Парилка, где единственным занятием будет хорошо потеть! В небольшой парилке температура около 55 градусов по Цельсию. Минут через 15 у человека выступает столь обильный пот, это значит, что настало время посетить банный зал («Согуклук»).
Не смотря на высокую температуру дышится удивительно легко — благодаря прекрасной вентиляции. Через специальный канал сгущённый пар удаляется, а через другой канал в помещение поступает чистый воздух.
Помещение для мытья («Согуклук») достаточно большое. Всё из белого мрамора — пол, стены, раковины, в центре расположен стол для массажа («гей бек-таш» -камень-пуп, или камень для живота). Здесь командует опытный банщик — сильный, ловкий, всегда приветливый. Банщик любезно приглашает лечь на «гей бек-таш», надевает рукавицу из твёрдой шерсти и хорошенько трёт спину посетителя. Затем кладёт его навзничь и начинает с невероятной силой «заламывать» разные части тела, бить по ним, разминать все пальцы и суставы, которые хрустят под его опытной рукой. Затем складывает руки посетителя на груди и сильно давит на них коленом. Потом банщик ловко переворачивает подопечного на живот, разминает его плечи, шею и бока. Затем проводит большим пальцем по позвоночнику, чем причиняет невероятную боль, которую сменяет ощущение блаженства.
Наконец посетитель попадает в мыльную комнату — это один из девяти отсеков банного зала. Тут всё обложено керамической плиткой с чудесным растительным орнаментом красного, голубого и зелёного цветов. Специальный служащий обдаёт горячее, как огонь, тело посетителя холодной водой. Ощущение, будто взлетаешь, как птица! Теперь, посвежевший посетитель, может взять мыло и мочалку и тщательно помыться. Прохладный душ смывает вместе с мыльной пеной всё, что обременяло организм. Завершает банную церемонию бассейн с холодной водой.
Впечатление, будто родился заново! Вновь обёртываетесь простынёй и возвращаетесь в «соулук», уже знакомую комнату отдыха. Посетители постепенно переходят к «культурной» программе. Потому что в Гезлёве, как и всюду на Востоке, баня — это ещё и своеобразный городской клуб, посещение которого традиционно растягивается до самого вечера. Лишь час или полтора люди грелись, потели и мылись, а всё последующее время в бане они посвящали общению с соседями, знакомыми или родственниками, посетителями бани.
Особенный эмоциональный подъём ощущался в женском отделении. Ведь в те времена мусульманки Гёзлёва жили крайне замкнуто, не выходя из дома, со своего двора, огороженного высоким забором. На улицу мусульманки выходили очень редко, в сопровождении старших из членов семьи. Посещение бани было прекрасным поводом оставить дом, хоть ненадолго почувствовать себя свободными, лишёнными суровой опеки и надзора. Женщины выставляли блюда с фруктами и сладостями, принесёнными с собой в корзинах, заваривали зелёный чай, популярный на Востоке, или наливались прохладительные напитки. Сразу завязывалась беседа. Дамы начинали делиться новостями, советоваться, сплетничать, жаловаться на своих благоверных и, конечно, хвалиться достижениями детей.
Так что если мужчины, помывшись, степенно пили турецкий кофе (его заказывали в небольшой кофейне, расположенной в раздевалке) и неторопливо обсуждали свои дела, преимущественно торговые, то на женской половине царила совсем иная атмосфера. Можно сказать, праздничная!
Внутренняя планировка турецкой бани соответствует схеме, по которой строились все турецкие бани средневековья. Здание состоит из четырёх сообщающихся помещений с нарастающей температурой от 35°С до 55°С: раздевалка — «джамкон», комната отдыха — «соулук», потельного зала (парилки) и «Согуклук» — помещение для мытья, массажный кабинет.
Эвлия Челеби побывал в турецкой бане Гёзлёва в середине XVII столетия, к тому моменту баня уже проработала около ста лет.
«Ковры там чистые, а банщики все красивы, ловки и умелы, — удовлетворенно вспоминал Эвлия Челеби . — Есть там также несколько слуг прекрасных, как солнце, которые обслуживают человека согласно всем его просьбам и пожеланиям». Он также отметил «приятный воздух и воду», добавив, что местные бани «наполняют человека радостью и восхищением».
Неудивительно, что, по словам того же путешественника, лица местных жителей «по большей части румяные», а «больные попадаются в тех краях весьма редко».
На протяжении 450 лет своего существования баня несколько раз ремонтировалась, обновлялась, а порой и перестраивалась, постепенно теряя свой первоначальный облик.
Турецкая баня работала до 80 годов прошлого века, многие старожил побывали во внутренних помещениях хаммама, не только на экскурсии, но и пользовались услугами банного заведения.
Воспоминания посетителей оставили нам рассказы о тёплых мраморных полах евпаторийской бани, о потолке в виде высокого купола, сквозь который можно было увидеть небо. В куполе были проделаны круглые отверстия диаметром 15-20 см для выхода пара, сквозь них в баню мог заглянуть только Аллах и птицы небесные.
Купол турецкой бани в Евпатории изнутри. Имя её архитектора неизвестно. Правда, здание очень напоминает средневековую баню в Феодосии, построенную по проекту выдающегося турецкого зодчего Ходжи Синана, по его проекту построена мечеть Хан-Джами в Гёзлёве (Евпатории). Историки считают, что средневековые строители привлекали к наиболее тяжёлым работам пленников, которых в Гезлёве всегда хватало. Несчастных людей, похищенных в южнорусских землях, свозили в Крымское ханство, чтобы продать их , как «живой товар» на местном невольничьем рынке, находившемся у моря.
Можно пробраться на крышу турецкой бани сквозь узкий лаз, но вид с высоты крыши вас не восхитит и не впечатлит, так как Евпатория давно уже не одноэтажная, и обзору мешают современные двухэтажные постройки – доходные дома предприимчивых земляков.
Вернувшись с крыши и яркого солнца внутрь бани вы окажетесь в полумраке хаммама и увидите лучи полуденного солнца, пробивающиеся сквозь многочисленные отверстия в куполах, освещая стены.
Скольких людей видели они за свою многовековую историю, сколько событий и тайн хранят эти стены.
Нынче вынашиваются планы вернуть бане утраченный колорит средневековья, однако сделать это практически невозможно. В 1990 году баня попала в частные руки, новые хозяин объявил о реконструкции бани, однако на самом деле всё, что было в мраморе в бане было разграблено и вывезено.
Турецкая баня — памятник архитектуры, находящийся в удручающем состоянии, приглашает жителей и гостей города прийти сюда, и пусть не смыть со своего тела пыль дорог и житейских тревог, а просто прикоснуться к истории, послушав под древними сводами хаммама интересный рассказ экскурсовода о средневековых банях.