Художник баталист Митрофан Греков.

греков

Митрофан Борисович Греков (до 1911 г. Митрофан Павлович Мартыщенко), родился в казачьей семье, на хуторе Шарпаевка Области Войска Донского (ныне Ростовская область).

«Детство я провел в трудовой семье земледельцев, — пишет Греков. — Мои впечатления были: сельский быт, степи, лошади, волы… Уклад жизни нашей был трудовой…».

С раннего детства Митя мечтал стать художником, родители решили отправить его в Одесское художественное училище, где он учился с 1898 по 1903 год у грека,  профессора Кириака Константиновича Костанди, который возглавлял Общество художников Южной России. У профессора Костанди учились Илья Ефимович Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель.

1911-Атака лейб-гвардии Кирасирского его величества полка в 1813 году

1911 г. Греков. Атака лейб-гвардии Кирасирского его величества полка в 1813 году

  С 1903 по 1911 г.г. Греков обучался в Санкт-Петербургской академии художеств  у  Ильи Ефимовича Репина,  а также учился в батальной мастерской Академии художеств  у классика батального жанра живописи Франца Рубо,  создавшего в 1902 — 1904 г.г. батальную панораму «Оборона Севастополя»,  и в 1911 году панораму «Бородинская битва».

В студенческие годы Греков писал превосходные жанровые картины, небольшие по размеру, четкие по художественному языку, которые отличались точным рисунком и правдивым колоритом.

1911-Лейб-гвардии казачий полк в Бородинском сражении

1911-Лейб-гвардии казачий полк в Бородинском сражении

В  1914 году отправили на Первую Мировую войну Митрофан Греков был на фронте, где не расставался с карандашом и бумагой, привёз множество военных зарисовок о нелегкой военной и походной жизни русских солдат. Был ранен и 1916–1917 годы он провёл в госпитале.

Митрофана Грекова называют основоположником советской батальной живописи, он стал летописцем военных подвигов Первой конной армии Семёна Буденного.

Весной 1917 года Митрофан Греков вернулся с фронта после тяжелого ранения, жил в Новочеркасске на юге России,  где работает учителем рисования, он  оказался в самом центре гражданской войны. Во время Гражданской войны не смог остаться в стороне от важнейших событий в стране. В ноябре 1920 года Греков добровольно вступил добровольцем в ряды Красной Армии, создал армейские художественные кружки.

Grek_Voluy_v_plugu_1911

В марте 1923 года три большие картины Грекова – «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Артиллерия на волах» и «Портрет Левандовского», экспонировались в Центральном доме Красной Армии на IV выставки Ассоциации художников революционной России  (АХРР) в Москве.

И на вражьей земле мы врага разгромим

Успех картин Грекова на выставке окрылил художника, и с огромным душевным и творческим подъёмом он приступил к работе над историей Первой Конной в живописных полотнах, восстанавливая славный боевой путь героической армии Семёна Будённого по устным рассказам бойцов и командиров. Несколько раз художник встречался и с самим Семёном  Михайловичем Буденным.

perekop-1918
Много времени Греков уделял любимому с юности искусству создания круговых панорам и диорам батальной живописи.

В 1929 году Греков закончил свою первую диораму «Взятие Ростова», следующая его работа диорама «Егорлыкский бой» и «Штурм Перекопа».

В ноябре 1934 года Греков с группой художников выехал в Крым, для сбора материалов в создании живописных работ для панорамы исторических боёв за Перекоп и Крым.

М. Греков. Разоружение деникинцев.

Зимой 1933-1934 годов Греков работал над созданием экспозиции персональной выставки в Москве. На суровых батальных полотнах живописно раскрывались темы революционных боёв и военных действиях гражданской войны — «На пути к Царицыну», «Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном» «Бой у Карпово-Обрывской слободы», «Пленный», и другие картины батальной живописи.

1934-Знаменщик и трубач

Весной 1934 года Митрофан Борисович тяжело заболел и поехал в Евпаторию, чтобы немного подлечиться  и навестить семью брата. В Евпатории художник Греков нашёл, наконец, цветовое решение для своей знаменитой картины «Трубачи Первой Конной армии Будённого».

«Только в Крыму я понял, как надо написать моих «Трубачей», — говорил художник.

Именно, крымская весна в Евпатории вдохновила художника на новый цветовой замысел картины. Яркие весенние краски крымской природы, радостная гамма небесного голубого неба, сочного зелёного цвета листвы,  подсказали художнику в каких тонах надо писать «Трубачей первой конной армии».

На его полотне изображены не простые курсанты-музыканты, а настоящие вестники революционной победы.
Навстречу нам шествует молодая армия победоносным строем, на белых конях, под звуки горнов и медных труб. Это особое героическое настроение создано художником с помощью радостной весенней цветовой гаммы всего полотна, создающей особую психологическую атмосферу картины.

трубачи

По широкой степной дороге навстречу нам движется колонна Красной конницы среди вольных просторов, раскинувшихся под знойным небом. Над головами конармейцев распахнуто ослепительно синее весеннее небо, под копытами буденовских лошадей пылится степная дорога, жаркий ветер развевает красное знамя в руках знаменосца во главе колонны. Победно звучит военный марш, армейского духового оркестра, трубачи неистово дуют в сияющие на солнце медные трубы, и проходит усталость кавалеристов и приободряется их боевой дух. Молодецкая удаль и задор читаются в загорелом, обветренном лице молодого командира конного отряда.

Ах, какие у них кони!  Любо-дорого глядеть и на красивых гарцующих белых коней, сияния сверкающей на солнце меди духовых инструментов.  Ощущению движения добавляет реющий на весеннем ветру армейский стяг с золотыми кистями.
Впереди на белых конях  музыканты армейского оркестра — три трубача и два горниста, а слева гарцует командир отряда победоносной Красной Армии на горячем тёмно-гнедом коне…

Картина «Трубачи Первой Конной» воспринимается, как парад, как праздник, хотя бойцы одеты совсем не парадно, на них потные, видавшие виды гимнастерки или рубахи,  казачьи шаровары, или  брюки, краснозвездные папахи или поношенные фуражки, а кто и вовсе без шапки, простоволос.  Однако, звуки бодрого походного марша заставляют всех всадников держатся стройно в седлах.

первая конная

27 ноября 1934 года, из Севастополя пришло сообщение о том, что талантливый баталист Митрофан Борисович Греков скоропостижно скончался.

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org