Языческая «Вселенная» на славянском рушнике.

Rushnik37

Традиционная вышивка славянского рушника глубоко символична и многозначна. Она создана по древним канонам традиционных символов, восходящих к эпохе индоевропейского единства праславянских племён (2500 лет до н.э. — до конца I тысячелетия н.э.). Вышивка, созданная по законам древнего искусства, не только украшает повседневный быт славян, но и является оберегом, защищающим и соединяющим каждого человека с Богом, его родом, предками….

1-Вселенна
Рассматривая таинственные знаки вышивки, украшающие один из старинных славянских обрядовых рушников, мы видим всю Вселенную, запечатлённую в традиционных древних славянских языческих символах.

Вселенная, в дохристианских представлениях древних славян, изображалась на старинных славянских рушниках в виде семи рядов фигур и знаков вышивки, означающей «семь небес» мироздания, своеобразную картину языческой Вселенной.

    Что же вышивали вверху, «на седьмом небе»?

7-означают небо.   Словосочетание «Седьмое Небо» сохранилось в современной речи, как синоним слова «рай» или «ирий».

На «седьмом небе», в верхнем ряду вышивки изображены петушки – птицы небесные, живущие в Раю, в обители Всевышнего Бога. Оттуда птицы спускаются на землю и снова улетают в небо.

Существует старинный русский обычай на Пасху и Благовещение выпускать птичку из клетки  на волю, считалось, что птичка, выпущенная на волю, отнесёт вашу просьбу на небеса к Богу. В славянских заговорах говорится: «Ты, Небо, слышишь, ты, Небо, видишь».

Можно предположить, что все последующие ряды старинной русской вышивки рушника представляют собой небеса Мирозданья.6-частых звёзд

Шестой ряд вышивки рушника украшен мелкими снежинками с четырьмя лучами. По сравнению с другими символами вышивки, они очень мелкие и их много, как «частых звёзд» на небе. В одной русской народной песне есть слова о том, что молодая девица вышивала рушник венчальный, на котором было «…красно солнце, ясен месяц, часты звёзды». Вышивка «частых звёзд» на рушнике, как иллюстрация к этому фольклорному тексту.5-Макошь, Мать - сыра Земля и матушка Лада

Пятый ряд вышивки рушника занимают три огромные фигуры богини на фоне «частых звёзд», она приближена к небу. Многие учёные-этнографы называют подобные, часто встречающиеся, изображения «змееногой богиней» или «рожаницей». Тройственность изображения богинь отражено в русском фольклоре в представлении о трёх матерях. Подобные композиции часто встречаются и на других вышивках обрядовых славянских рушников.

slavyan
Например, в величании «Масленницы» упоминается загадочная фраза о том, что она «трёх матерей дочка». Объяснение этому дает «Голубиная книга» , в которой отразились распространённые в народе представления: «Первая мать — Пресвятая Богородица, Вторая мать — сыра Земля, Третья мать — кая скорбь приняла (то есть мать каждого человека и её небесная покровительница — Лада)». (Гол. Кн.220).

мать42
В древнерусском языке супругу называют Ладой. Небесная богиня Лада была покровительницей всех жён, рождающих детей. Именно, матушка Лада, а не просто земная женщина-мать, изображена рядом с центральной фигурой — Матерью — Землёй.
В древнерусском языческом пантеоне богов, установленном князем Владимиром, мы находим имя богини Макошь — мать плодородия, урожая, счастливой судьбы. С распространением христианства на Руси образ Рожаницы или Макоши, держащей на руках младенца Леля, обрел черты Богородицы христианской девы Марии с младенцем Иисусом на руках.

Рисунок-2-

Три Великих Матери — Макошь, Мать — сыра Земля и матушка Лада — изображены на рушнике среди «частых звёзд» в верхней части небес, которая отделяется от четырёх «низших» небес чёткой границей, в виде линии.

4-солнца - утренняя Заряю, Полдень и вечернюю Зарю.

На четвёртом небе вышивки рушника — три крупные розетки, изображающие три Солнца. Тройственность Солнца означает утро, день и вечер, или утреннюю Зарю, Полдень и вечернюю Зарю.

3 небе - Х

На третьем небе вышивки рушника находятся четыре четырёх лепестковые розетки, как бы перечёркнутые крест на крест, знак напоминающий изображение двойной ваджры.

Из древне-индийского языка слово «хршу» — hṛṣu — ‘радостный, довольный’ —  «хороший» — попало в русский язык в результате прямого контакта древних славян с индо-арийскими языками, на это указывает и схожесть сакральной и религиозной славянской лексики с древним индо-иранским языком, заимствование произошло из иранских языков посредством скифского языка.

1-союз или противостояние двух начал.В Северном Причерноморье сохранился этнос или языковой реликт прото-индо-иранского языка, восходящего ко времени Ямной культуры (3600—2300 до н. э.), до его предполагаемого разделения на индо-иранскую и иранскую ветви. Отталкиваясь от кардинального значение корня ведического санскрита — hṛṣ  — в древне-индийском означает ‘ощетинивание, эрекция’, восходит к праиндоевропейскому этимону *ghers(*g‘hers-) —  ‘ощетиниваться’, теоним ‘Хорс’ интерпретируется как божество плодородия, сочетающее функции ‘солнечного героя’ и ‘хтонического бога’, сравнимого по функции с греческим Дионисом и его аналогами в других европейских и восточных  культах.свасти-Засеянное поле-символ Земли= Тело, Душа, Дух, Совесть

Благодаря новой интерпретации образа восточно-славянского бога Хорса как божества плодородия, несущего в себе черты древнего ‘дионисийского комплекса’.

вышивка

В традиционной древнерусской вышивке вокруг четырёх лепестковых розеток вышиты четырёхкратные точки – это знак семени и символ плодородия.

Этот древнейший знак плодородия мы находим на глиняной статуэтке «Богини-Матери» из Кукутень-трипольской культуры (около 4800 до 3000 г. до н.э.), найденной на территории современной Украины.

Такие статуэтки называют палеолитическими «Венерами». Образ Богини-матери является «проекцией» зрелой стадии жизни женщины, в отличие от двух других — образов юной Девы и старой богини-матери — Прародительницы.

Этот культ богини-матери — Прародительницы существовал в виде собирательного образа Великой Матери в древних культурах Ближнего Востока и античного греко-римского мира.

Этот древний символ плодородия был позже разделён на две свастики, указывающие движение в противоположных направлениях, как представление вечного круговорота жизни и смерти, и животворящего единства мужского и женского элемента.

2- небе водят хоровод

На втором небе вышивки рушника изображён хоровод, который водят ДЕРЕВО ЖИЗНИ 2женские фигуры, похожие на цветы или даже «деревья жизни». Их много и «древо жизни» — роженицы процветают на земле, в женственном и мажорном настрое, возможно, это берегини.

Первое небо на вышивке рушника — две параллельные черты, между которыми изображены зигзагообразные линии – «твердь небесная» с запасами небесной влаги. К незыблемому Небу полоской воздушного кружева подвешена Земля, в пышном её цветении повторяется знак плодородия и цветения.
Среди земного цветения и плодородия мы видим две мужские фигуры, в окружении цветочных розеток — гвоздики или васильки.

твердь небесная - 2 мужские фигуры

Центр цветочных розеток, несомненно, означает вспаханное и засеянное поле – символ плодородия. Мужские фигуры с четырёх сторон окружены символами засеянного поля и плодородия. Над головами мужчин и под их ногами подобие знака ваджры – символа мужской силы. Между цветами вышиты непомерно пышные колосья ржи, которая возделывалась славянскими племенами.

indian_swastikaВся композиция в целом представляет собой стройную систему мироздания, языческую Вселенную, в которой семь Небес, разделённых на верхние и нижние небеса.

На верхних, звёздных небесах Вселенной, вышитой на рушнике, находится Небесный Рай и три Матери богини.

На нижних небеса, отделённых от земли «твердью небесной» с запасами небесной оплодотворяющей влаги, три солнца.

На цветущей оплодотворенной земле человек занимается исконно славянским земледелием, хлебопашеством.

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org