Языческие представления славян о двойственности мира.

гадания на рожд

В славянских сказаниях, приданиях, мифологии, пословицах, обычаях отражена суть древнейшей народной дохристианской культуры, уходящей корнями в языческие представления праславянских племён о мире.
Культура народных языческих верований избирательна в выборе элемента мира, который наделялся особым символическим значением.

В славянской культуре особым содержанием наделялись далеко не все деревья, а  дуб, берёза, осина – представляли особый стереотип.  Медведь, волк, заяц, лебедь, ворона, также очень символичны, с глубокой древности они наделены особым содержанием и являются культурным стереотипом.

веники-оберегиВ чём состоял принцип выбора объекта, который наделялся особым смыслом?

Особым содержанием наделялись элементы мира или объекты, имеющие при использовании двойственную сущность.
Например, Веник в доме наделялся функцией оберега, так как он очищал дом от сора и паутины, но в то же время, веник контактирует с мусором, значит он не чистый, к тому же, веник сухой — значит мёртвый. Считалось, что ударив веником ребёнка, можно его погубить.

venik2

В то же время битьё веником может выполнять магическую функцию, дарующую силы, например, в Вербное воскресенье бить пучком из веток вербы и приговаривать «расти, как верба», способствует росту, а также используется битьё веником в русской бане.

До христианства у славян существовала языческая культура, некоторые её элементы сохранились до наших дней. Языческие традиции славян существуют ныне не только в крестьянской, но и в городской среде. Например, повсеместно известен обычай — занавешивать зеркало тканью, если в доме умер кто-то.

гадание

   Зеркало вписывается в систему языческих представлений, не смотря на то, что зеркало вошло в обиход общества только в 16 веке. С древнейших времён человеку была известна система отражения, то есть удвоение предмета, при отражении в реке или озере, в сосуде с маслом или вином.  Отражение в языческом мире считалось границей между жизнью и небытием, по ту сторону отражённого изображения начинался иной мир.

Опасными в языческом мире считались все пограничные состояния в жизни человека – рождение, смерть, невеста перед свадьбой. Границей в доме было окно, дверь, порог, все знают, что через порог нельзя было передавать деньги, а то в доме денег не будет.

Зеркало завешивали в доме до того, как человек умирал, так как считалось, что зеркало не даёт человеку покоя. Зеркала даже выносили из дома покойника на 3 или на 9 дней, так как боялись, что в доме смерть удвоится. Выливали всю воду, что стояла в доме – вода обладает отражающей поверхностью и может удвоить несчастья.

Если не завесить зеркало, боялись, что в нём отразится покойник и смерть, или покойник через зеркало вернётся. Обязательный обычай закрывать глаза покойнику, так как глаза это тоже зеркало души, которая отлетела в мир иной. После похорон страшно было живым подходить к зеркалу, поэтому первой к зеркалу подносили кошку.

У болгар считалось, что между Пасхой и Троицей, когда души умерших возвращаются на землю, можно заглянуть в зеркало, отражающее воду в колодце, и увидеть недавно умершего человека.
Во время грозы завешивали зеркало, так как гроза – это тоже пограничное состояние природы, которая через зеркало может ворваться в дом. Ночью и вечером нельзя смотреться в зеркало, детям нельзя видеть своё отражение в зеркале до 1 года.

Gadanie_na_kartah

Гадания с зеркалом происходят, как правило, в нечистом месте — в бане, на перекрёстке дорог, на месте, где рубят дрова, на месте, куда выбрасывают мусор.  Девушки во время гадания с зеркалом заглядывают по ту сторону бытия, пытаясь увидеть своё будущее. Множество гаданий связано с отражающими поверхностями, например, смотрят в чашу с растопленным маслом или водой. Гадающие смотрят на отражения от свечи, бросающей тени на стены комнаты — кто не увидит своей тени, тот в этом году умрёт.

фото: Монро Казино

О чёте и нечете.rimskie
Среди большого количества языческих суеверий, дошедших до наших дней, бытует целый ряд традиций, народных примет и поверий, связанных с понятием «чёт-нечет».

В «Метафизике» Аристотель считал числа чётные — беспредельными, а нечётные – предельными числами. Он считал их едиными числами «…чётное и нечётное число происходит из единого» числа.

Древнеславянское языческое мировоззрение о чёте и нечете, оказалось созвучным мыслям древнекитайских философов об «инь и ян», и учению Пифагора о двоичной классификации всего сущего в мире.

Любопытно, что чёт и нечет сохранились в древних ритуалах гаданий, в суевериях и играх.  В древнерусской игре «зернь», подбрасывались пластинки с чёрной и белой стороной – «чёт и нечет»~ (устар.) игра, основанная на подсчёте чётных и нечётных очков.

 Нечёт – асимметрия — означает движение, свободу, случайность.   Чёт – симметрия, покой, закономерность.

Человеку дарят нечетное число цветов, покойнику кладут — четное.
Обычай дарить цветы живым — нечётное количество цветов, мёртвым – чётное, также восходит к тем языческим временам, когда чёт и нечет наделялись особыми символическими значениями. Чётные цифры обладают положительным значением, а нечётные – отрицательным, так как нечётные числа, делится с остатком с излишком, «лишок» созвучно со словом «лихо».
В языческих представлениях славян Смерть была противоположной, зеркальной жизнью, второй жизнью, всё парное, поэтому и парное количество цветов несут на кладбище и дарят покойнику.

Предпочитали при возведении дома строить нечётное число окон, иначе в этом доме будут люди умирать.
Хозяйка взбивает масло мутовкой, на которой должно быть нечётное количество зубцов.
Свататься к невесте должно ходить нечётное количество человек, или на похоронах должно быть нечётное количество человек, если пришедших было чётное число, то брали с собой большую ветку, как лишнего человека.

рождественский сочельник

За рождественским столом должно быть нечётное число гостей. На поминках  — нечётное число гостей.
В свадебном обряде, число гостей должно быть парным, так как это отражает главную цель свадьбы — соединение двух сердец. В словаре С.И. Ожегова написано о слове: «1. Чёт или Чета — два лица или два предмета. 2. Муж и жена или двое влюбленных. Супружеская чета. Счастливая чета. * Не чета кто-что каму-чему (разг.) — не ровня, лучше кого-то или чего-то в каком-либо отношении. «Этот работник не тебе чета». 

Звук неясный,
Безучастный,
Панихиды нам поёт.
«Верьте, верьте
Только смерти!
Чёт и нечет! Нечет, чёт!»

«Чёт счастливым
И красивым,
Слабым нечет, недочёт!
Но, редея,
Холодея
Чёт и нечет протечёт!»
Константин Бальмонт. Чёт и нечет (1899)

В западной Европе уже почти не осталось остатков языческих верований, хранителями древних языческих традиций и мировоззрения остаются славянские племена, так как смысловые модели языческой культуры в устном народном творчестве славян и в языке до сих пор очень устойчивы.

Поговорки: «Бог нечётку любит», то есть «жалеет невезучих». «Нечётка счастлива». «Нечет с нечетом тот же чёт».

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org