В историческом центре Евпатории на улице Революции ко входу бывшего дома Демерджи, памятника архитектуры регионального значения, пристроили массивное крыльцо. Вокруг уложили тротуарную плитку. Активисты общественного движения «Штаб архитектора Генриха» немедленно уведомили о новом уродстве департаменту охраны культурного наследия министерства культуры РК. Там сообщили, что о происшествии знают и даже направили на объект комиссию.
По словам члена штаба экскурсовода Наталии Крутиковой, изначально крыльцо дома, построенного в начале XX века, было углублено.
— Тогдашние строительные нормы определяли размер лестниц, — поясняет она.
Активист также допустила, что при возведении уродующего вид здания крыльца, которое загромоздило половину тротуара, были нарушены правила благоустройства.
Интересно, что в соответствии с изданным в 2018 году приказом Госкомитета по охране культурного наследия РК (ныне одноименный департамент в составе регионального Минкультуры) на территории здания запрещены строительные работы, не связанные с сохранением объекта, а также хозяйственная деятельность, ведущая к разрушению и искажению внешнего облика здания.
В 2019 году активисты общественного движения «Штаб архитектора Генриха» инициировали открытие в историческом центре Евпатории «Юбилейной стены» — информационных стендов, посвященных выдающимся людям города.
Несколько лет назад Наталии Александровне удалось спасти карниз здания, в котором находится известный театр-студия кукол «Марионетки».
— Несмотря на то, что здание, бывший дом купца Васильева, не поставлено на учёт как объект культурного наследия, оно, по счастью, стоит в границах охранной зоны памятника архитектуры национального значения — комплекса «Текие дервишей» (согласно решению Крымского облисполкома от 22 мая 1979 года), — рассказывает она. — А в соответствии с решением того же облисполкома от 18 декабря 1984 года — в комплексной зоне средневекового исторического ядра города. В здании проводили ремонт. По проекту планировалось снести выполненный из ракушечника карниз при перекрытии крыши и налить такой же, только бетонный. Спрашивается, зачем? Кровельщики сами недоумевали. Впрочем, бетонные работы хорошо оплачиваются. Нас спасли эти документы. Ссылка на них при обращении в Госкомнаследия Крыма заставила в итоге внести коррективы в проект. Однако удивительно, как вообще могло родиться решение демонтировать карниз, учитывая, что проект проходил различные строительные экспертизы.
Свою лепту Крутикова три года назад внесла и в спасение от дальнейшего уничтожения другого памятника архитектуры — построенного в начале прошлого века дома евпаторийского купца Арона Шакая, в котором в советское и постсоветское время располагался городской суд. Домом «прекраснейшей архитектуры» называл его тогдашний городской голова Евпатории Семён Дуван, сам владелец шикарной недвижимости.
— Летом 2019 года я оказалась около здания и, услышав, как внутри кто-то громит оконные стекла, вызвала полицию, — рассказывает Наталия Александровна. — Двери дома были нараспашку. Внутри орудовали малолетние хулиганы. В результате почти через неделю после инцидента двери заколотили варварским образом! Теперь их реставрация будет стоит значительно дороже.
Оказалось, что длительное время и ворота, и входные двери объекта культурного наследия регионального значения оставались всего лишь прикрыты. Притом, что, находясь в муниципальной собственности, здание было в ведении местной администрации. Часто сменяемая администрация Евпатории не следит за сохранностью муниципальной собственности, хотя она обязана содержать и поддерживать «в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии». Примечательно, что спустя несколько дней после битья стекол в доме Шакая произошло несколько пожаров. И только потом «проснувшаяся» мэрия обеспечила охрану здания, а со временем передала его в аренду.
Впрочем, о «бережном» отношении местной власти к памятникам архитектуры можно судить по пластиковым окнам в Доме врача Туршу на улице Революции, включенном в реестр объектов культурного наследия. В здании, где по горькой иронии судьбы размещается местное управление культуры и межнациональных отношений, старинные деревянные оконные рамы заменили на безобразный пластик.
По словам Крутиковой, безотлагательной реставрации в городе требуют такие памятники архитектуры, как городской театр, доходный дом градоначальника Семена Дувана, так называемый дом с оленем, дом Нахшунова, здание бывшей гостиницы «Бо-Риваж», о котором мы ранее писали подробно («Бесхозный «Бо-Риваж», «РГ-Неделя-Крым», N 45(8693).
— В Евпатории сохранилось немало памятников южнобережного модерна, — говорит член «Штаба». — Они являют собой фантазии авторов, заказчиков и проектировщиков, стремившихся сделать так, чтобы прибывающие на курорт люди попадали в сказку. Курорт — это не только полоса пляжей, это еще и урбанистическая история, создающая отличие одного места от другого. Поэтому берег моря должен быть оправлен красиво. Очень многие города давно уже потеряли свое наследие. У нас оно ещё есть. Эта красота работает на воспитание подрастающего поколения как нельзя лучше. Дети должны расти в красоте.
Виктория Струнина, руководитель «Штаба архитектора Генриха»:
— Наш штаб образовался, когда я работала над путеводителем по пешеходному туристическому маршруту «Малый Иерусалим». В процессе приходилось обращаться за помощью к совершенно разным людям, некоторые оказались единомышленниками в отношении к исторической и культурной памяти. Наиболее плотно костяк движения стал работать осенью 2019 года, когда мы готовились провести научную конференцию к 150-летию городского архитектора Евпатории Адама Генриха. Работа штаба включает в себя как изучение истории и популяризацию Евпатории (работа в архивах, музеях, издание публикаций), так и деятельность, нацеленную на охрану объектов культурного наследия.
Адам Генрих (1869-1944) — архитектор, создатель архитектурного облика Евпатории (по составленному им в конце XIX столетия генплану город развивался почти весь прошлый век). В 25 лет Адам Генрих стал главным архитектором города и застроил Евпаторию типичными для конца ХIХ — начала ХХ века зданиями в стиле модерн. Почти вся улицу Дувановская, часть улиц Караева (Морская) и Революции (Лазаревская) застроена великолепными дачами в стиле модерн. В Евпатории модерн отличает эклектичной смесью разнообразных комбинаций: здесь можно встретить здания и с псевдорусскими мотивами, и с элементами античного стиля и декора и даже мавританской экзотики.
До наших дней сохранилось около 20 зданий, спроектированных архитектором Генрихом. Среди них городской театр (в соавторстве с Павлом Сеферовым), мужская и женская гимназии (ныне здания гимназии имени Ильи Сельвинского и Крымского ТЮЗа), Свято-Ильинский храм;
дом Федора Овчинникова (ныне здания городской администрации), дача «Мавританка» Юфуды Гелеловича (ныне здание Евпаторийского краеведческого музея).
Российская газета — Неделя — Крым № 80(8728) Текст: Алексей Вакуленко (Симферополь)