За сохранение культурного наследия в Евпатории

дом Демерджи

В историческом центре Евпатории на улице Революции ко входу бывшего дома Демерджи, памятника архитектуры регионального значения, пристроили массивное крыльцо. Вокруг уложили тротуарную плитку. Активисты общественного движения «Штаб архитектора Генриха» немедленно уведомили о новом уродстве департаменту охраны культурного наследия министерства культуры РК. Там сообщили, что о происшествии знают и даже направили на объект комиссию.

По словам члена штаба экскурсовода Наталии Крутиковой, изначально крыльцо дома, построенного в начале XX века, было углублено.

Тогдашние строительные нормы определяли размер лестниц, — поясняет она.

Активист также допустила, что при возведении уродующего вид здания крыльца, которое загромоздило половину тротуара, были нарушены правила благоустройства.

Интересно, что в соответствии с изданным в 2018 году приказом Госкомитета по охране культурного наследия РК (ныне одноименный департамент в составе регионального Минкультуры) на территории здания запрещены строительные работы, не связанные с сохранением объекта, а также хозяйственная деятельность, ведущая к разрушению и искажению внешнего облика здания.

--ахматова

В 2019 году активисты общественного движения «Штаб архитектора Генриха» инициировали открытие в историческом центре Евпатории «Юбилейной стены» информационных стендов, посвященных выдающимся людям города.

1-стена знаменитостей Евп

Несколько лет назад Наталии Александровне удалось спасти карниз здания, в котором находится известный театр-студия кукол «Марионетки».

театр марионетки

Несмотря на то, что здание, бывший дом купца Васильева, не поставлено на учёт как объект культурного наследия, оно, по счастью, стоит в границах охранной зоны памятника архитектуры национального значения — комплекса «Текие дервишей» (согласно решению Крымского облисполкома от 22 мая 1979 года), — рассказывает она. — А в соответствии с решением того же облисполкома от 18 декабря 1984 года — в комплексной зоне средневекового исторического ядра города. В здании проводили ремонт. По проекту планировалось снести выполненный из ракушечника карниз при перекрытии крыши и налить такой же, только бетонный. Спрашивается, зачем? Кровельщики сами недоумевали. Впрочем, бетонные работы хорошо оплачиваются. Нас спасли эти документы. Ссылка на них при обращении в Госкомнаследия Крыма заставила в итоге внести коррективы в проект. Однако удивительно, как вообще могло родиться решение демонтировать карниз, учитывая, что проект проходил различные строительные экспертизы.

дома евпаторийского купца Арона Шакая

дома евпаторийского купца Арона Шакая

Свою лепту Крутикова три года назад внесла и в спасение от дальнейшего уничтожения другого памятника архитектуры — построенного в начале прошлого века дома евпаторийского купца Арона Шакая, в котором в советское и постсоветское время располагался городской суд. Домом «прекраснейшей архитектуры» называл его тогдашний городской голова Евпатории Семён Дуван, сам владелец шикарной недвижимости.

Летом 2019 года я оказалась около здания и, услышав, как внутри кто-то громит оконные стекла, вызвала полицию, — рассказывает Наталия Александровна. — Двери дома были нараспашку. Внутри орудовали малолетние хулиганы. В результате почти через неделю после инцидента двери заколотили варварским образом! Теперь их реставрация будет стоит значительно дороже.

дом аарона шакая

Оказалось, что длительное время и ворота, и входные двери объекта культурного наследия регионального значения оставались всего лишь прикрыты. Притом, что, находясь в муниципальной собственности, здание было в ведении местной администрации. Часто сменяемая администрация Евпатории не следит за сохранностью муниципальной собственности, хотя она обязана содержать и поддерживать «в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии». Примечательно, что спустя несколько дней после битья стекол в доме Шакая произошло несколько пожаров. И только потом «проснувшаяся» мэрия обеспечила охрану здания, а со временем передала его в аренду.

рев. дом врача Туршу

Впрочем, о «бережном» отношении местной власти к памятникам архитектуры можно судить по пластиковым окнам в Доме врача Туршу на улице Революции, включенном в реестр объектов культурного наследия. В здании, где по горькой иронии судьбы размещается местное управление культуры и межнациональных отношений, старинные деревянные оконные рамы заменили на безобразный пластик.

театр-4

По словам Крутиковой, безотлагательной реставрации в городе требуют такие памятники архитектуры, как городской театр, доходный дом градоначальника Семена Дувана, так называемый дом с оленем, дом Нахшунова, здание бывшей гостиницы «Бо-Риваж», о котором мы ранее писали подробно («Бесхозный «Бо-Риваж», «РГ-Неделя-Крым», N 45(8693).

орбита52_n

В Евпатории сохранилось немало памятников южнобережного модерна, — говорит член «Штаба». — Они являют собой фантазии авторов, заказчиков и проектировщиков, стремившихся сделать так, чтобы прибывающие на курорт люди попадали в сказку. Курорт — это не только полоса пляжей, это еще и урбанистическая история, создающая отличие одного места от другого. Поэтому берег моря должен быть оправлен красиво. Очень многие города давно уже потеряли свое наследие. У нас оно ещё есть. Эта красота работает на воспитание подрастающего поколения как нельзя лучше. Дети должны расти в красоте.

Кенасы, маршрут Малый Иерусалим

Виктория Струнина, руководитель «Штаба архитектора Генриха»:

Наш штаб образовался, когда я работала над путеводителем по пешеходному туристическому маршруту «Малый Иерусалим». В процессе приходилось обращаться за помощью к совершенно разным людям, некоторые оказались единомышленниками в отношении к исторической и культурной памяти. Наиболее плотно костяк движения стал работать осенью 2019 года, когда мы готовились провести научную конференцию к 150-летию городского архитектора Евпатории Адама Генриха. Работа штаба включает в себя как изучение истории и популяризацию Евпатории (работа в архивах, музеях, издание публикаций), так и деятельность, нацеленную на охрану объектов культурного наследия.

адам генрих

Адам Генрих (1869-1944) — архитектор, создатель архитектурного облика Евпатории (по составленному им в конце XIX столетия генплану город развивался почти весь прошлый век). В 25 лет Адам Генрих стал главным архитектором города и застроил Евпаторию типичными для конца ХIХ — начала ХХ века зданиями в стиле модерн. Почти вся улицу Дувановская, часть улиц Караева (Морская) и Революции (Лазаревская) застроена великолепными дачами в стиле модерн. В Евпатории модерн отличает эклектичной смесью разнообразных комбинаций: здесь можно встретить здания и с псевдорусскими мотивами, и с элементами античного стиля и декора и даже мавританской экзотики.

св.ильи-2

До наших дней сохранилось около 20 зданий, спроектированных архитектором Генрихом. Среди них городской театр (в соавторстве с Павлом Сеферовым), мужская и женская гимназии (ныне здания гимназии имени Ильи Сельвинского и Крымского ТЮЗа), Свято-Ильинский храм;

мэрия-флаги

дом Федора Овчинникова  (ныне здания городской администрации), дача «Мавританка» Юфуды Гелеловича (ныне здание Евпаторийского краеведческого музея).

музейw

Российская газета — Неделя — Крым № 80(8728) Текст: Алексей Вакуленко (Симферополь)

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org