Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) — российская судоходная компания, основанная 15 (3) августа 1856 года, обеспечивала торговое судоходство в Чёрном море. Хотя это был коммерческий проект, его успех опирался на значительные государственные субсидии: на рубеже XIX—XX веков РОПиТ стала крупнейшей пароходной компанией Черноморского бассейна.

РОПиТ, дом Панайотова 1899 г.
В Евпатории здание Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), конец XIX века (г. Евпатория, ул. Революции, 42, 42-а/ул. Демышева, 3, литер «А»)
Двухэтажное здание было возведено на главное улице города — Лазаревской (ныне – ул. Революции) напротив городского сквера в городском квартале № 12. Здание сложено из мамайского камня и оштукатурено. Доходный дом принадлежал А.Ф.Панаиотову.
Во времена СССР на первом этаже здания был расположен магазин «Соки, воды», парикмахерская и бакалейный магазин, о чём сообщали надписи на цементно-мозаичных порогах (ныне не сохранились). Судить о первоначальном историческом архитектурном оформлении первого этажа здания в настоящее время затруднительно из-за внесенных существенных современных изменений.
Фасад постройки украшен (раскрепован) в центре и по краям декоративными деталями в виде небольшого карниза или фронтона над оконным или дверным проёмом.
На уровне второго этажа фасад здания оформлен четырьмя пилястрами с коринфскими капителями. Под карнизом – сплошной фриз с резным растительным орнаментом.
По краю крыши здания был установлен парапет с металлической ажурной решеткой (ныне не сохранилась), звенья решетки крепились между каменными тумбами.
В центре парапет переходит в балюстраду с аттиком посередине здания, оформленным в виде тимпана. В круглом медальоне под тимпаном хорошо видна фигурная монограмма с инициалами владельца здания А.Ф.Панаиотова, чуть ниже, на уровне вьющегося фриза, отмечен год возведения сооружения: «1899».
Над оконными проёмами верхнего этажа – сандрик в виде карниза с акротериями над ним, в выступающих частях дома – сандрики в форме фронтончиков с разорванным внизу карнизом и размещенной тут пышной пальметтой. В простенках верхнего яруса – картуш с рельефной маской льва в центре, ниже – скрещенные якоря.
Поверхность раскрепованных участков стен верхнего яруса разлинеена под квадратную кладку. На фасаде второго этажа здания – три балкона с фигурным и выпуклым металлическим ажурным ограждением.
Здание выдержано в стиле эклектики, и является заметным элементом архитектурного облика главной улицы Евпатории конца XIX века.
По материалам В. Кутайсова и М. Кутайсовой.
В апреле 1878 г. был учрежден Комитет по созданию Добровольческого флота, который возглавил наследник российского престола Цесаревич Александр Александрович. За несколько недель в Комитет поступило более двух миллионов рублей. Деньги, полученные от благотворителей, пошли на закупку в Германии четырёх быстроходных пароходов. Первыми судами компании стали «Россия», «Петербург», «Нижний Новгород», «Москва».
После восшествия на престол Император Александр III принял программу наращивания морской мощи России, путём развития судостроительной промышленности, строительство морских судов, создание портов и возведение крепостей. В течение десяти лет она неоднократно корректировалась Императором.
С 1 января 1898 года стал действовать новый флаг Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), утверждённый морским министерством и императором — на российском бело-сине-красном флаге в верхней белой полосе у древка помещалась золотая императорская корона, а в вольной части белой полосы — золотой почтовый рожок, позднее золотой рожок был перенесён на синюю полосу флага.

пристань Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) Евпатория, 1856 год
Пароходы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) ХХ века:
Пароход «Аргонавт»
Двухпалубный колесный товаро-пассажирский пароход «Аргонавт» водоизмещением 615 тонн был построен по заказу РОПиТ в 1859 г. на судоверфи J.D.A.Samuda в Лондоне (Англия).
Пароход «Аргонавт» стал эксплуатироваться на Черном и Азовском морях. Перед началом Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. РОПиТ безвозмездно предоставил «Аргонавт» в распоряжение Морского ведомства и с 12.04.1876 г. пароход «Аргонавт» был зачислен в состав Черноморского флота как пароход активной обороны, базировался он в Очакове.
12.01.1878 года пароход «Аргонавт» вернули РОПиТ. По состоянию на 01.01.1887 г. в порту приписки Одесса пароход числился под №7.
В 1893 г. пароход «Аргонавт» был списан и переоборудован в баржу, а в 1903 г. продан на слом.
Этим судном в разное время командовали:
— капитан-лейтенант П.П. Снетов;
— капитан-лейтенант В.М. Григораш.
Пароход «Батюшка»
Колесный буксирный пароход «Батюшка», водоизмещением 212 тонн, был построен в 1856 г. по заказу РОПиТ на судоверфи Andrew Leslie & Co (cтроительный №13), в Ньюкасле (Англия) и 12.10.1857 г. передан заказчику. Портом его приписки стала Одесса, эксплуатировалось судно на Чёрном море.
После начала русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), буксир, с 26.02.1877 г. «Батюшка» был вооружен двумя 4-фунтовыми орудиями и включен в состав Черноморского флота в качестве вооруженного парохода.
Во время войны он обслуживал минные заграждения у Одессы. В 1880 г. на пароходе во время ремонта установили новый котел. «Батюшка» участвовал в гидрографических работах Черноморской экспедиции, обеспечивая промеры на Еникальском канале. В 1888 г. на пароходе базировалась гидрографическая партия, ведущая промер с паровых катеров в Каркинитском заливе (Евпатория) и Феодосийской бухте.
01.02.1892 г. пароход переформировали в портовое судно. 25.06.1894 г. его исключили из списка судов и переоборудовали в баржу №7.
В 1906 г. баржа еще числилась в Николаеве.
Колесный товаро-пассажирский Пароход «Дарго»
По заказу Новороссийской пароходной экспедиции на судоверфи B.Wallis & Сo. в Блэкуэлле (Англия) был построен в феврале 1846 г. колесный товаро-пассажирский пароход «Дарго», водоизмещением 263 тонн.
15.03.1846 г. пароход «Дарго» прибыл из Англии в Одессу и был поставлен на линию Одесса-Керчь. 25.04.1846 г. пароход с 34 пассажирами и грузами отправился в свой первый рейс с заходом в Ялту и Феодосию. С 1847 г. пароход «Дарго» заходил в Севастополь, а с 1849 г. и в Евпаторию. В 1850 г. «Дарго» работал на линии Одесса-Николаев.
08.04.1854 г. во время Крымской войны, пароход вооружили четырьмя 18-фунтовыми карронадами и двумя 3-фунтовыми пушками и включили в отряд для защиты Днепровско-Бугского лимана. 22.09.1854 г. для бомбардировки русских укреплений к Очакову подошли четыре пароходофрегата противника. После трехчасовой перестрелки с русскими пароходами корабли противника, получив значительные повреждения, ушли. «Дарго» повреждений не имел.
После Крымской войны пароход «Дарго» разоружили. В мае 1857 г., после расформирования Новороссийской пароходной экспедиции, «Дарго» приобрел РОПиТ, портом его приписки осталась Одесса. Под наименованием «Ласточка» судно стало эксплуатироваться на Чёрном море. В 1865 году пароход списали и переоборудовали в баржу, а в 1880 г. разделали на металлолом.
Трофейный пароход «Турок»
Пароход «Меджари-Теджарет«, водоизмещением 426 тонн, был построен для турецкого флота в Лондоне в 1845-1846 годах. Принял участие в Крымской войне на стороне Турции.
04.11.1853 г. был захвачен без боя русским пароходом-фрегатом «Бессарабия» недалеко от Керемпе у анатолийского берега и приведён в Севастополь.
Вошёл в состав Черноморского флота под названием «Щёголь», но 22.11.1853 г. по приказу Морского министерства был переименован в «Турок». Продолжил участие в Крымской войне на стороне России.
30.08.1855 г. пароход был затоплен на Севастопольском рейде при оставлении города гарнизоном. После войны при расчистке Севастопольской бухты 04.07.1858 г. был поднят и вновь введён в состав флота.
19.01.1891 г. пароход «Турок» был исключен из списков судов флота.
«Тигр» (1906) Колесный пароход — императорская яхта, Водоизмещение 1974 тонн. Для постройки колёсного парохода использовалась машина с английского пароходного фрегата «Tiger», во время Крымской войны 1853 — 1856 г.г., выскочившего на мель у Одессы 30.04.1854 г. Эту машину вытащили из воды и впоследствии установили на императорскую яхту, которой, в память события, дали наименование «Тигр».
Пароход «Тигр» был заложен в 1855 г. в Николаеве на Спасском адмиралтействе. Для его строительства А. Рафаловичу был передан еще один эллинг Спасского адмиралтейства, который он реконструировал за свой счет. Строительство парохода затянулось по причине Крымской войны. В октябре 1855 г. в Днепровском лимане вражеские суда захватили два больших плота дубового и соснового леса, направляющихся в Николаев на Спасское адмиралтейство, принадлежащих Рафаловичам. В связи с этим А. Рафаловичу пришлось обращаться с прошением об отсрочке выполнения контракта. Отсрочка была дана до 01.10.1856 г. Однако деревянный пароход был спущен на воду спустя два года после назначенного срока — 09.10.1858 г.
В связи с запретом иметь России военный флот на Чёрном море согласно Парижскому миру было «высочайше повелено… не ставя на пароходе «Тигр» артиллерии и заделав обшивками пушечные порты, считать его Императорской яхтой и под яхтенным флагом вывести для плавания по Черному морю».
26.08.1872 г. пароход «Тигр» был исключен из списков судов Черноморского флота
«Метеор» (1901)
«Херсонес» (1903)
«Евфрат» (1906) — уведён белыми в 1920
«Принцесса Евгения Ольденбургская» (1903) — «Чичерин» ЧГМП, затоплен в 1941 году;
«Иерусалим» (1911)

Пароход-фрегат «Херсонес» после покупки РОПиТ и восстановления
Пароход РАПиТ «Цесаревич Алексей Николаевич» (1914) — 16.06.1916 подорвался на мине возле мыса Тарханкут и затонул.
«Император Николай I» (1913) → «Авиатор» (1917)→ «Pierre Loti» (Messagerie Maritimes)/ В 1940 году захвачен в Австралии, затонул при переходе из Лагоса в ЮАС в декабре 1942 года;
«Императрица Екатерина II» — потоплена немецкой подводной лодкой близ Бизерты;
«Император Александр III» (1914) → «Республиканец» (1917) → «Le Lamartine» (Messagerie Maritimes) →»Khai Dinh». Потоплен ВВС США близ Хайфона. Поднят японцами.
«Император Пётр Великий» (1913)
«Царь Михаил Фёдорович» (1914), после 1917 года — «Анатолий Молчанов» куплен SGTM→»Sidi Ferruch», слом 1934;
«Великая княгиня Ксения»(1914) → «Ксения» → «Муравьёв-Апостол».

Российский торговый флот Кампания -Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ)