История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Духовный подвиг святых Петра и Февронии — это подвиг любви. Любви как высшего единения двоих, любви, которая выше и сословных перегородок, и корысти, и даже самой смерти. История жизни святых супругов Петра и Февронии отражена в двух произведениях древнерусской литературы: «Житие Петра и Февронии Муромских» и «Повесть о Петре и Февронии». В обоих произведениях отразились народно-поэтические мотивы борьбы благоверного князя со змеем. Вот как выглядит в пересказе начало истории….
«Преподобный Пётр был младшим братом княжившего в городе Муроме благоверного Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и целительства. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!» Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Пётр пообещал жениться…»
После смерти Павла на Муромском престоле должен был стать князем Пётр. Но спесивые бояре не захотели, чтобы их княгиней была простая крестьянка Февронья, и поставили Петра перед выбором: либо отпусти Февронию, найди себе княжну и садись на престол, либо не бывать тебе князем. Князь Пётр выбрал Февронию, и она, обладая даром прозорливости, утешала приунывшего Петра, что это испытание ненадолго. Действительно, вскоре бояре перессорились, решая, кто же будет править Муромом, и позвали князя Петра на Муромский престол.
Князь Пётр и Феврония «управляли градом Муромом со справедливостью и кротостью, а жили с любовью и в счастии». В старости Пётр и Феврония приняли монашеский постриг, и завещали, чтобы их положили в один, двойной каменный гроб с перегородкой.
Конец же истории описан так:
«Пронеся любовь друг к другу через всю жизнь, они договорились умереть в один день и час. Когда Петр почувствовал, что умирает, он послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония золотым шитьем вышивала воздух (покрывало чаши для причастия). «Пусть подождет, мне надо закончить…», — просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония его подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье и «затихла навеки». Положили их в гробы для отпевания, а утром обнаружили тела в общем гробу, который супруги перед смертью завещали сделать. Тела переложили в разные гробы согласно монашеским канонам, но Петр и Феврония снова оказались вместе. Так происходило три раза. После этого никто уже не посмел разлучать Петра и Февронию. Похоронили супругов вместе».
В Библии сказано: «Муж и жена плоть едина».
Святые супруги Петр и Феврония были образцом супружеской любви и верности, жили долго и счастливо и умерли в один день 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года.
Супружеский союз этой пары, жившей в XIII веке в городе Муроме, считается образцом христианского брака.
В 1547 году Пётр и Февронья были канонизированы Русской православной церковью и до 1917 года день святых Петра и Февронии — 8 июля широко отмечался как день семьи и любви. Этот день считается счастливым для заключения брака.
В День Петра и Февронии принято посещать храмы и молиться о любви и о семейном согласии.
«Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания над ним обладать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью — только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась…«
Митрополит Антоний Сурожский.
Сегодня день памяти святых Петра и Февронии празднуется, как Вероссийский День Семьи, Любви и Верности.