Жизнь и творчество Анны Ахматовой в Крыму

Бато Дугаржапов, художник море

«Дикая девочка»

Крым подарил Анне Ахматовой первые сильные чувства.
С 7 до 13 лет Аня каждое лето приезжала в Севастополь. Здесь родился её отец, ставший морским офицером. В центре города стоял дом, принадлежавший деду, Антону Горенко – кавалеру боевых орденов и участнику обороны Севастополя, во время Крымской войны 1853 — 1856 г.г.

«На берегу Стрелецкой бухты я подружилась с морем. Самое сильное впечатление тех лет – древний Херсонес, около которого мы жили. Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в море, купалась во время шторма и загорала до того, что сходила кожа. И всем этим шокировала барышень. Они считали меня чем-то средним между русалкой и щукой за необычайное умение нырять и плавать», – вспоминала Ахматова.

А вот – самое яркое переживание:

«Херсонес – главное место в мире. Когда мне было семь лет, я нашла кусок мрамора с греческой надписью. Меня обули, заплели косу и повели дарить его в музей».

«Я последняя херсонидка. заговорщически сообщает поэтесса. Античность для меня неотделима от моря.»

Всё это в какой-то мере отразилось в моей ранней поэме «У самого моря».

Зинаида Серебрякова. Портрет Анны Ахматовой

Зинаида Серебрякова. Портрет Анны Ахматовой

ЖЕСТОКАЯ И ЮНАЯ ТОСКА

Первое крупное произведение Ахматовой поэма «У самого моря» имеет все атрибуты волшебной сказки, но пронизано узнаваемыми реалиями Севастополя:

Лёгкие яхты с полдня гонялись,
Белых бездельниц столпилось много
У Константиновской батареи.

Освобождённый от рифмы стих, похожий и на былинные распевы, и на торжественный ритм античного гекзаметра, показывает удивительный процесс пробуждения в маленьком ещё человечке творческого дара – превращение «дикарки» в юную поэтессу.

01-Артём Пучков. -Свежий ветер. Херсонес

Вчитываешься в завораживающий текст – и явственно представляешь, как над языческими руинами Херсонеса поднимаются «крылья духа»:

Тайная боль разлуки застонала белою чайкой
Над серой полынной степью,
Над пустынной, мёртвой Корсунью.

анна ахматоваИстория девочки, отвергшей любовь «высокого сероглазого мальчика» и похоронившей «смуглого и ласкового царевича», увидела свет в лихую годину:

«Я простилась с моей херсонесской юностью и почуяла железный шаг войны».

Поэма «У самого моря»  была написана в июле-октябре 1914 года, а в 1917 году вышла в сборнике «Белая стая».

ОТРЕЗАННАЯ ОТ МИРА

16-летие Аня встретила в Евпатории. Пору юности сопровождали и семейные горести – уход из семьи отца, смерть сестры, и революционное лихолетье – события 1905 года.

«Дома я проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала и писала великое множество беспомощных стихов. Бродила по пустынному пляжу и слышала выстрелы «Потёмкина».

У девушки началась тяжёлая депрессия. Дневник пестрит признаниями:

«Если бы видели, какая я жалкая и ненужная. Главное – ненужная никому, никогда. Не сплю уже четвёртую ночь. Ужас, какая бессонница. Слушаю тишину и думаю о прошлом, оно такое большое и яркое».

И вот – выстраданные, мучительные строки:

Больничные молитвенные дни
И где-то близко за стеною – море
Серебряное.
Страшное, как смерть.

Херсонес-храм-=-

ЖИВУ НА ДИКОМ БЕРЕГУ

В последний раз поэтесса посетила Севастополь в 1916 году. Война уже опалила город. На душе было неспокойно, и Анна приняла приглашение знакомой погостить на даче, расположенной в селении Бельбек.

Бельбекская осень Ахматовой стала сродни Болдинской осени Пушкина. Она признаётся:

Когда от счастья томной и усталой
Бывала я, то о такой тиши
С невыразимым трепетом мечтала
И вот таким себе я представляла
Посмертное блуждание души.

Книгу «Белая стая» украсили шедевры, созданные на «диком берегу»: «Всё отнято: и сила и любовь…», «Всё обещало мне его…», «Когда в мрачнейшей из столиц…», «Царскосельская статуя», «Судьба ли так моя переменилась…», «По неделе ни слова ни с кем не скажу…»

развалины ХерсонесаМногие стихи Анны Аххматовой обращены к Николаю Недоброво:

И назвал мне четыре приметы страны,
Где мы встретиться снова должны:
Море, круглая бухта, высокий маяк,
А всего непременней – полынь…

Сложными были взаимоотношения Николая и Анны: роковые любовные треугольники возникали, распадались, вслед за ними создавались новые отношения, из этих житейских хитросплетений, проходивших сквозь трепетную, творческую душу, прорастали мощные произведения.

Владимир Волегов ШЕПОТ МОРЯ

ОН ПОНЯЛ МЕНЯ НАСКВОЗЬ

Имя Николая Недоброво мало известно широкой публике. На переломе веков он показал себя как подающий надежды поэт, проницательный критик, активный участник Общества ревнителей художественного слова. В 1915 году в журнале «Русская мысль» появляется его очерк, посвящённый творчеству Ахматовой. Поэтесса по этому поводу сказала:

«Недоброво понял меня насквозь. Его статья – лучшее, что обо мне было написано».

Немного земных лет отпустила судьба Николаю. В 1915 году у него диагностируют чахотку. Но благотворный климат Крыма творит чудо! Об этом красноречиво свидетельствует сонет «Демерджи», созданный в 1916 году:

Не бойся; подойди; дай руку; стань у края.
Как сдавливает грудь от чувства высоты.
Как этих острых скал причудливы черты!

Поскольку композиция построена как обращение к собеседнику, есть основания полагать, что на Демерджи Недоброво и Ахматова поднимались вдвоём. Можно только порадоваться благодатной природе, возвратившей влюблённым жизненные силы.

Карло Басолли-Бахчисарая ханский дворец

ГОРОД ЧИСТЫХ ВОДОМЁТОВ

Неожиданные эмоции родил в сердцах Анны и Николая Бахчисарай:

Вновь подарен мне дремотой
Наш последний звёздный рай –
Город чистых водомётов,
Золотой Бахчисарай.

Этот маленький шедевр, в отличие от других, не имеет посвящения «Н. В. Н.», но тот факт, что оно связано именно с Недоброво, Ахматова подтверждает в записной книжке: «Осенью 1916 – в Бахчисарае (гостиница). Н. В. Н».

Свято-Успенский собор, Бахчисарай

Свято-Успенский собор, Бахчисарай

Узнаваемые черты городка перерастают в глубокие образы. Один из самых загадочных – «ступени, где прощались мы с тобой». Куда они вели? О какой лестнице идёт речь? Подсказку даёт необычное слово – утешный. «В скорбях и печалях утешение» – одно из имён иконы Божией Матери.

успенский-монастырь-Бахчисарай

Грандиозная лестница, ведущая к церкви Бахчисарайского Успенского монастыря, ведущая к церкви, высеченной в толще скалы,  где, по преданию, была обретена икона Богородицы – достопримечательность Бахчисарайского Успенского монастыря. Место прощания Анны и Николая.

Следует также отметить, что святыня обители является изображением Одигитрии («Указующая путь» в переводе с греческого). Не здесь ли Богородица указала жизненные дороги Недоброво и Ахматовой? Стихотворение оказалось пророческим: пути наших героев разошлись окончательно, а через три года «ушёл в царство тени» Николай Владимирович: умер от туберкулёза в Ялте.1-айвазовский-Восход над Ялтой. (масло, 1861

ВСЁ РОЗОВО-АЛО

Ахматова прожила долгую жизнь, но её память прочно удерживала восторженные воспоминания о Тавриде. Они возникли ярким сполохом спустя почти полвека.

«Подъезжаем к Риму. Всё розово-ало. Похоже на мой последний незабвенный Крым 1916 года, когда я ехала из Бахчисарая в Севастополь, простившись навсегда с Н. В. Н., а птицы улетали через Чёрное море», – записывает Анна Андреевна в дневнике 3 декабря 1964 года.

Иван Коваленко, краевед

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org