Золотая царская пектораль.

Известный  киевский археолог, Борис Мозолевский, обнаруживший в Гаймановой могиле знаменитую скифскую чашу, вскоре совершил ещё одно выдающееся открытие.

В феврале 1971 года Б.Н. Мозолевский обнаружил ещё один скифский курган в10 километров от знаменитого скифского кургана Чертомлык, неподалеку от Никополя. При ручном бурении кургана, который местные жители называли Толстая могила (высота его 9 метров и диаметр70 метров), археолог Борис Мозолевский обнаружил на глубине 7 метров глину – это верный признак скифской могилы.

Предстояла подготовка археологических раскопок: громадный курган нужно было очистить от верхней насыпи, а это 15000 кубометров земли. Под удалённым верхним слоем археологи обнаружили две гробницы в виде глубоких катакомб, относящихся к более позднему захоронению.

Археологи окружили курган широким рвом, в котором обнаружили следы грандиозной заупокойной тризны, здесь было множество костей животных: диких свиней, лошадей, оленей. Установленный по останкам животных, вес съеденного во время поминок мяса составлял примерно 13 тонн. Если учесть, что поминальная тризна у скифов длилась несколько дней, то в поминках на Толстой могиле участвовало не меньше 3000 человек.

Сначала археологи исследовали боковую гробницу, в которой была сначала обнаружена хозяйственная ниша с бронзовой посудой и остатками жертвенной пищи, затем и погребение молодой скифской царицы в богатых нарядах,  в расшитом крупными золотыми пластинами головном уборе, одежде и башмачках. Шею скифской царицы украшала массивная золотая гривна с семью фигурками львов, крадущимися за молодым оленем. Вес гривны — 478 гр. чистого золота. Руки царицы унизаны золотыми перстнями и тремя широкими золотыми браслетами, на её висках  — крупные золотые подвески с изображением богини с поднятыми в мольбе руками, вокруг было разбросано около 600 золотых бляшек.

Рядом с «царицей» был погребен двухлетний ребенок в деревянном саркофаге, отделанном алебастром,  по-видимому, он умер позже матери и для его погребения был прорыт еже один вход. В изголовье малолетнего царевича стояли три драгоценных миниатюрных серебряных сосуда для питья вина: кубок, килик  и ритон. В руке ребёнка лежал большой золотой браслет — символ власти. В деревянном саркофаге был положен расшитый золотыми пуговками пояс.

Шею царевича украшала золотая гривна, на безымянном пальце правой руки — маленький золотой перстенёк, в его ушах блестели  золотые сережки. Вся одежда малолетнего царевича был расшита золотыми бляшками.

Ритуальные украшения из золота изготавливались специально для похорон, ими украшали одежды умерших.

Вместе с умершей царицей и царевичем были похоронены их жестоко убитые слуги: девочка-служанка, женщина-кухарка, воин-охранник и юноша-возничий, вокруг них были разложены соответствующие их занятиям атрибуты.

Археологи  обнаружили, что в центральной части, где был похоронен скифский царь, побывали грабители, прорывшие 22-метровый лаз.

Не смотря на то, что эта часть могилы обвалилась, грабителям удалось найти и вынести парадную утварь, царское оружие, украшения.

И всё же Толстая могила остаётся богатейшей из всех известных царских скифских курганов, общий вес найденных в ней золотых украшений  равен 4500 гр. золота, это намного превышает вес золота найденного в кургане Куль-Оба, близ Керчи (Пантикопей, Боспорское царство).

Рядом со входом в погребальную камеру, в дромосе (коридоре) лежал царский меч с золотой рукояткой, вложенный в ножны, покрытые золотыми рельефными украшениями, со сценами борьбы животных в традиционном скифском «зверином стиле».  Под перекрестьем меча стоят в геральдической позе дерущиеся петухи — это довольно необычный  и совершенно новый сюжет в скифском искусстве.

В нижнем ряду  изображён фантастический грифон, раздирающий оленя,  лев и грифон, нападающие с двух сторон на лошадь, еще ниже – леопард, напавший на оленя  и поединок между львом и леопардом. Все сцены борьбы животных выполнены в едином «зверином стиле».

 На выступе для подвешивания меча к портупее изображен фантастический рогатый грифон с львиной головой,  на хвосте которого змеиная голова. Изображения животных полны динамики и очень реалистичны, очень четко проработаны все мельчайшие детали.

В Толстой могиле  Борис Мозолевский нашел неслыханное сокровище: царское парадное нагрудное украшение — золотую пектораль. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) — искусства рельефной обработки художественных изделий из металла. Ныне это произведение искусства получило мировую известность.Вес пекторали -1150 грамм золота, её диаметр —30,6 см.

 Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из  трёх кругов мира. В первом круге изображена бытовая жизнь скифов, богатство скифов — домашний скот, во втором круге — луговые цветы, лесные травы, дремучий лес, а в третьем круге изображены дикие звери, живущие в дремучем лесу.

Золотая пектораль — это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты — в этом слове ясно слышен корень «коло» — солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий»  или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах  застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса, заполненные многочисленными изображениями людей и животных, средний ярус украшен цветами и растениями.

В нижнем ярусе пекторали изображены сцены борьбы животных, центральную часть занимают грифоны терзающие коней, по бокам в нижнем ярусе пекторали лев и леопард, терзающие оленя и дикого кабана, дальше идёт сцена погони собак за зайцами и, наконец, в самом углу притаились два кузнечика, сидящие друг против друга.

Особенно интересны сцены мирной жизни скифов, изображённые в верхнем ярусе. «Развернутой симфонией о жизни в представлениях скифского общества» назвал царскую пектораль ее первооткрыватель археолог Борис Мозолевский.

В центре изображены два полуобнажённые скифа, держащих в руках овечью шкуру, золотое руно и ведущих мирную беседу. Один из них трогает мягкую овечью шерсть рукой, как бы проверяя ее качество, его длинные волосы стянуты тугой кожаной повязкой,  какой обычно пользуются мастеровые во время работы. Второй скиф, придерживает овечью шкуру и, указывая пальцем, что-то говорит.

Рядом лежит их оружие, вокруг спокойно течёт мирная жизнь: справа жеребёнок сосёт молоко кобылицы, рядом поросёнок, юный скиф, подросток доит овцу, козы пасутся на лугу; слева изображены корова с телёнком, женщина, с заколотыми вверх волосами, держит остро-донную амфору с молоком.

Общая картина пасторальной скифской жизни завершена взлетающими в разные стороны птицами.

Создаётся впечатление, словно,  все животные свободно бродят в пространстве пекторали.

Какой приём применил мастер, для придания объёма всем изображённым сюжетам?

Присмотритесь, и вы увидите, что овца (слева) не касается земли, словно, поднята в пространство, мастер прикрепил её к верхнему ярусу за спину. А лошадь, свободно гуляющая и почёсывающаяся копытом, чуть опустила голову и, совсем, не касается верхнего яруса. Все фигурки располагаются свободно и не симметрично, как в жизни, занимая собой всё пространство.

В основе сюжета изображённого на пекторали, несомненно, лежат реальные образы скифов, занятых привычными, повседневными делами, окружённых природными красотами цветов и трав, на которых пасутся стада домашних животных.

Каждая миниатюрная скульптура золотой скифской пекторали, несомненно, шедевр непревзойдённого мастерства скифского мастера Северного Причерноморья IV века до н.э.

Золотая царская пектораль совершила своё триумфальное шествие по многим континентам и странам мира,  вызывая восторг и восхищение всех, кому посчастливилось ею любоваться.

В настоящее время скифская золотая царская пектораль из Толстой могилы, хранится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины.

Самое ужасное состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры Украины своим приказом N884 ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Музея с таким названием в Киеве больше нет, несмотря на все протесты музейщиков всего мира.

Где же теперь искать скифские сокровища и золотую царскую пектораль?

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org