Золотое Руно.

Фреска из дворца царя Миноса в Кноссе, о. Крит. Бронзовый век.

На протяжении веков исследователи пытались понять смысл образа, скрывавшийся в словах «золотое руно». Одни считали, что поход аргонавтов «указывает на торговые отношения древних греков, с дальними странами, откуда они могли получить золото». Другие толковали «золотое руно» как «сказание о солнечном свете, превратившемся в «золотое руно».

Мифологический словарь утверждает, что в «мифе об аргонавтах объединились подлинные сведения о ранних плаваниях греков и древние сказания о золоте, приносящем несчастья», и что, «по преданиям, золото в Колхиде добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки.  Баранья шкура, на которой оседали частицы золота, превращалось в золотое руно…».

В мифе об Аргонавтах золотое руно фигурирует, как очень компактная и легкая вещь, Ясон спрятал золотое руно под рубаху, завернул в плащ, вряд ли это возможно сделать с позолоченной шкурой Овна.

Главной целью аргонавтов было не похищение золота, а похищение золотого руно, которое было дороже золота, после того, как оно двое суток пролежит в золотоносной реке.

Возможно, золотое руно — это НЕ шкура барана, а настоящее сокровище, дороже золота, лёгкая вещь, которую было легко спрятать, свернув в РУЛОН?

По словам Геродота, в Индии «на диких деревьях растет шерсть, красивее и лучшего качества, чем овечья; эти деревья снабжают одеждой индийцев», и далее — «индийцы носили одежду из древесной шерсти». А имел он в виду всего-навсего… кустарниковый хлопок. Под руном древние могли подразумевать и шерсть, и хлопок, и чесаное волокно конопли, льна… Люди научились прясть коноплю, сизаль, крапиву, хлопок, шерсть, лён, и все эти годные для прядения материалы назывались — пряжа.

Древнегреческий историк Геродот (484 до н. э. — 425 до н. э.), говоря о египтянах, писал: «Ничего шерстяного нельзя вносить в храм или хоронить с мертвыми, это запрещено».

В  ритуальном отношении Шерсть считалась нечистой, она годилась для повседневной одежды. Шерсть начали прясть с VI—V веков до нашей эры.

Может пряжа из хлопка была дорогой? По утверждению Марко Поло, посетившего Индию в 1290 году, в стране «ткали отличный баракан, самый красивый и самый тонкий в свете, самый дорогой и, словно, как из овечьей шерсти. 

Все короли и королевы одеваются в него — так он красив и наряден».

Если в тонкий баракан, ткань из хлопка, одевались короли и королевы, то она, действительно, могла стоить дороже золота.

Но, существовала другая пряжа — из льна, которая во все времена ценилась очень высоко. Чем была тоньше была льняная нить, тем дороже она стоила.

Как указывают некоторые авторы, «приготовленные из, произраставшего в Ахайе, превосходного льна платья продавались на вес золота. Высшим качеством выработки льна являлись ткани, продававшиеся на острове Косе». Лён рос повсеместно, из него получались длинные, мягкие и прочные волокна.

С древнейших времен голубой цветок льна считался священным не только у земледельцев, но и у кочевников. Египетские жрецы Исиды, олицетворяли соцветие льна с  голубым цветом неба, жрицы Древнего Египта носили только льняные одежды.

Известный русский ученый — льновод Н. А. Веселовский пишет: «Лён широко был известен в Элладе. Во времена Троянской войны разведение льна, и производство тканей приносило в дом богатство» Гомер, описывая занятия гречанок, изображает их сидящими за работой, знатные гречанки всегда с веретеном в руках или за работой у ткацкого станка.

Прекрасная Елена даже в день свадьбы своей дочери не выпускает из рук веретена. Жена Одиссея Пенелопа, день и ночь,  ткала и распускала пряжу. Спутники  Одиссея расстилали для него льняной ковёр. Ахиллес приготовил мягкое ложе Фениксу из овчин, покрытых изящными льняными тканями.

Во  время Панафинейских празднеств, процессия по священной дороге поднималась в храм, чтобы принести в дар покровительнице ремёсел, богине Афине, пеплос – одеяние,  сотканное руками знатных афинянок из тончайшей дорогой льняной ткани.

Греки описывают Пеплос, как накидку, как тонкую вуаль, расшитую золотым шитьем. Даже самая тонкая золотая нить резко утяжелила бы пеплос, и весь замысел воздушной, невесомой вуали, сразу бы потерялся. Квадратный метр ткани пеплоса должен был весить несколько грамм.

Ритуал подношение пеплоса богине Афине, происходит из глубины веков, когда единственным материалом для ткачества был лён. О ритуальных подношений из шерсти не может идти речи, это было недопустимо ни в Египте, ни в Греции.

Значит, пеплос богини Афины мог быть соткан только из золотого руна. Значение слова «руно» в VIII—VII веках до н. э. древние греки не знали и не могли объяснить, что такое золотое руно. Естественно предположить, что слово «руно» не греческого происхождения, а завезено в Грецию из Колхиды. К моменту создания легенды об аргонавтах оно уже прижилось и стало родным в древнегреческом языке.

КАК ДЕЛАЛИ «ЗОЛОТОЕ РУНО»?

Если проанализировать последовательность всех описанных операций, то получается, что колхи брали шкуру барана и погружали её в золотоносную реку, где и держали двое суток. Почему только двое суток?  Осаждение золотинок — чисто механический процесс, во время которого золота в шкуре барана накопится больше, если дольше держать её в реке. Почему процесс ограничивается двумя сутками?

Очевидно, что в древнем мифе дано описание самой древней на земле технологии — двухдневное вымачивание льна в воде. Согласно этой технологии, берут сноп льняной соломки  и погружают его в воду реки на два дня. Для этого выбиралось тихие, спокойные воды  (заводь, омут, залив), без быстрого течения, чтобы лён не заносило илом и песком. Когда же льняная соломка хорошо вымокнет и превратится в тресту, льняной сноп вынимают из воды и подвергают специальной обработке, превращая его в тончайшее льняное волокно, действительно, представляющую очень большую ценность. Продолжительность вымачивания льна играет решающую роль, так как происходит важный биохимический процесс. Долгое вымачивание уменьшало прочность льна и ухудшало его качество.

Выбор места для замачивания льна зависел от свойств самой воды, которые влияли на качество и окраску льна. Лён, вымоченный в озерах, всегда приобретал белый цвет.

Какой должна быть льняная пряжа, чтобы она ценилась дороже золота?

Метрический номер пряжи — это количество метров нити в 1 грамме нити. Нить № 40, которой мы пришиваем пуговицы, означает, что 40 метров нити весят 1 грамм. Все ткани,  сотканы из ниток, одни имеют тонину от № 2 — толстый брезент,  другие — № 400 – это тончайший шёлк. Льняная ткань бывает необыкновенно тонкой!

«В Архангельском и Холмогорском уездах выделываются тончайшие льняные нитки, известные под названием «золотниковых». Эти нитки применяются для производства кружев и продаются по очень дорогой цене, на золотники. Золотниковые нитки, выпрядают в старообрядческих скитах, эти нити нисколько не уступают заграничным и, переходя в столичные магазины, продаются по 75 коп. за золотник, то есть втрое дороже серебра». В 1898 году 1 золотник примерно составлял 4,26575417 грамма.

Серебро, конечно, не золото, но по тогдашним ценам килограмм тонкой льняной пряжи стоил столько же, сколько 4—6 коров или 2—3 лошади.

На Лондонскую Всемирную выставку в 1851 году некие господа Вертолет и Бонте, из города Куртре, представили ручную пряжу № 967, эта пряжа выставлялась, как предел тонкости ручного прядения.

Сколько же могла стоить такая пряжа? В сообщении с Лондонской  Всемирной выставки 1851 г. Вандеркелен-Бриссон из Бельгии представил кружевной платок, изготовленный  из льна и весивший около двух унций — то есть 56 граммов. Изделие было оценено в 2500 франков. Простой арифметический расчёт показывает, что льняной платок оценили в 725 граммов золота, то есть за 1 грамм льняного платка платили 13 граммов золота.

А сколько могла стоить такая пряжа во времена Троянской войны?

Выяснилось, что в Элладе тонкая льняная пряжа стоила примерно в 5—6 раз дороже золота, а тонкий льняной платок был в 30—35 раз дороже драгоценного металла. Во времена похода аргонавтов тончайшую льняную ткань, близкую тысячному номеру, действительно, расценивали, как настоящее сокровище, как «Золотое Руно».

В Индии Александру Македонскому преподнесли обильные дары, на первом месте лежали тончайшие льняные ткани, которые были дороже драгоценных камней. Возможно, Александру Македонскому и подарили льняную ткань примерно с таниной №1000 – «золотое руно»!

На Яковлевском льнокомбинате есть текстильный музей, в котором бережно хранятся экспонаты текстильного производства комбината. В текстильном музее есть экспонат, особенно бережно хранимый под стеклом в шкафу – это картина, напоминающая фотографию, обрамлённую рамкой из красного плюша. Но это не фотография, а тончайшая льняная ткань, на которой, даже при самом тщательном рассмотрении, невозможно было увидеть отдельных нитей. По этой тончайшей ткани была ювелирно вышита картина черной пряжей, создавая впечатление изящного рисунка тушью по бумаге. На картине изображены двое — юноша и девушка в старинных одеждах,  на качелях в цветущем саду.

Опытнейшие специалисты по льняным тканям сообщают, что в древности изготовлялась ткань-«воздух» из №5000 номера пряжи, то есть один квадратный метр льняной ткани—«воздух» весил всего пять граммов.

Оказывается, в древности выпускались такие льняные ткани, как «текущая вода», «вечерний туман», «сотканный воздух»... За 1000 лет до н.э.,  в Египте производилась, считавшаяся самой драгоценной и священной, льняная ткань, которую называли «царский виссон».

Исследователь  ремесленных производств в Древнем Египте А. Лукас пишет: «Основным материалом, из которого египтяне делали свои ткани, был лен… Некоторые ткани, как, например, тончайший прозрачный «царский виссон», стали экспортным товаром и получили широкую известность во всем древнем мире».

Значит, «царский виссон» — это тончайшая льняная пряжа, о которой наши современники пишут: « Пожалуй, нам уже не дано получить льняную ткань, которую могли ткать 60 столетий назад.

Образцы льняной ткани, пелены из египетских саркофагов имеют танину № 9000,  нить такой ткани удается рассмотреть лишь под микроскопом. Эта пряжа в три раза тоньше человеческого волоса».

Даже трудно представить, сколько могла стоить такая ткань, нет сомнения в том, что она стоила в сотни, если не в тысячи раз дороже золота!

Возможно ли почти невидимые льняные нити прясть вручную?

Можно предположить, что в древности были такие сорта льна, каких теперь не существует или древние знали какой-то технологический секрет получения сверхтонких номеров льняной пряжи.

В Древнем Египте текстильное производство достигало столь высокого уровня, что льняные ткани экспортировались в другие страны Средиземноморского бассейна. Лён вымачивали в реке, затем трепали, чесали, приготовляли льняную ленту, которую слегка скручивали руками, превращая в ленту-ровницу. Для  получения более высоких номеров пряжи, применялся принцип мокрого прядения чесаного льна в ленте-ровнице, которую перед прядением опускали в сосуд с жидкостью. Этот способ прядения был известен еще в глубокой древности.

Да, теперь уже можно предположить, что тончайшая льняная пряжа «царский виссон» — это и есть, то самое золотое руно, о котором идёт речь в мифе об аргонавтах.

Выходит, что эллины снарядили военный корабль и тайно отправили на нём аргонавтов,  героев Эллады, в трудное и опасное путешествие для того, чтобы похитить в Колхиде тонкую льняную пряжу — золотниковую. Нет, это не могло быть целью похода аргонавтов!

Но тогда ради чего совершили аргонавты это плавание?

  Продолжение истории:  Любил ли Ясон Медею?

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org