«Звериный стиль» в коллекциях Эрмитажа

golden_deer_scythian_artВ древнегреческих, персидских и древнекитайских источниках сообщается о кочевых народах, проживающих в степных и лесостепных зонах от средней Азии до Алтая и от центральной Азии  до Прикаспийских степей, Приазовья и Причерноморья в 1 тысячелетии до н.э.hoving6-2-5

Внешний признак, объединяющий художественную культуру и изобразительное искусство кочевых народов – это особый «звериный стиль», применяемый  в украшениях оружия,  посуды, конской сбруи, ювелирных украшениях.

Наши знания о культуре степных народов весьма ущербны, так как они сохранились с серьёзными изъянами, подвержены тлению и разрушению, не тленными остаются только  золотые находки скифских курганов. Первые сведения о Горном Алтае и Тибете можно найти у «отца истории» Геродота, Страбона и описания земли у Птоломея. Тибет в течение долгого времени оставался закрытым районом,  изолированным от внешнего мира высочайшими на Земле горами-Курган Хохлач, Нижний Дон-1в.-браслеты

Звериный стиль демонстрирует высокое художественное мышление и мастерство древних художников. Звериный стиль передаёт определённое обрядовое  мировоззрение древних народов. Композиция и сюжеты, динамика движения персонажей на предметах скифского искусства совершенны, изображённые звери часто имеют множество фантастических деталей зооморфного типа.4th century BC, Adighe, aul Ulyap, kurgan 1,

Скифо-сибирский зоологический стиль 1 тыс. до н.э. имеет множество схожих деталей и параллелей, которые мы находим в искусстве других народов проживающих в древности в степях Причерноморья, Приазовья и на побережье Кавказа. Искусство звериного стиля — это особый язык для передачи особого рода информации кочевников скифской эпохи. Аржан-1 -Тува — свернувшаяся пантеразв.-нагрудн.-пантера-

Золото скифских царей в Причерноморье и удивительные находки археологов Алтая, где чудом сохранились изделия из кожи, кости, дерева и других органических материалов (Пызерикский курган), дополняют друг друга и дают возможность по-новому взглянуть на существовавший в 1 тыс. до н. э. мир «без границ».

Общие для многих композиций «звериного стиля» схемы изображения «зверя в круге»  отражает осознание цикличности жизненного круга.зв.стиль-Scythian Stag 4th В.С.

Общей для многих композиций «звериного стиля» является олень в позе жертвы, с подогнутыми ногами, и закинувший на спину невероятно огромные, ветвистые рога, заканчивающиеся птичьими головами. Этот композиционный блок часто повторяется во многих вариантах исполнения, с разной степенью мастерства.Куль-Оба (Боспорское царство). Олень,Волк, Лев, Заяц, Грифон,Змей,Овен

Великолепная фигурка оленя найдена во время археологических раскопок в Келермекском кургане, где работы велись под руководством Шульца. Экспедиция продолжала раскопки в течение 10 лет.

Хитроумная композиция «звериного стиля», выполненная так, что при повороте изделия перед вами возникает другой образ — характерна для скифо-сибирского стиля, который говорит о высоком художественном и пространственном воображении древнего мастера.scythian_dragon

В экспозициях Эрмитажа, посвящённого скифскому искусству, хранятся артефакты евразийского кочевого быта. Скифский мир включал множество разных народов, тем не менее, все они были объединены единым стилем в художественно-изобразительном искусстве — «звериным стилем», повторяющимся, в разных вариациях, у многих степных племён и народов, расселившихся на обширных территориях.зв.-Ставропольский край, село Татарка-4-5вв-голова волка-дракона

В Сибирской коллекции Петра Великого много золотых украшений с цветными инкрустациями, в этом проявляется влияние ювелирного искусства древнего Китая. Шейная золотая гривна, в виде проволочного разъёма, перекликается и с сарматским стилем, и с приёмами иранского ювелирного искусства, которые пересекались на территории Сибири.Куль-Оба.-гиппокамп

Сокровища скифского кургана Куль-Оба являются великолепным образцом «скифского звериного стиля». Многие исследователи считают, что золотые изделия выполнены греческими мастерами в технике «звериного стиля», по заказам богатых скифов.Семь Братьев, курган №4.-олень

Древние греки считали кочевые народы варварами, но при этом они восторгались их ювелирным искусством в «зверином стиле» и копировали его технику и совершенство линий и движения. Познакомившись с культурой и искусством скифов, Геродот в «Истории» признаёт, что «боги скифов древнее греческих богов», потому, что история скифов уходит в глубокую древность, а удалённые территории, на которой живут скифы, являлись для греков, «Terra Incognita» — «землёй неведомой». Скифское искусство «звериного стиля» для древних греков было открытием. Возникает вопрос: кто же у кого учился?Курган Кулаковского №2.

В коллекциях Эрмитажа представлено не только разнообразие археологических находок, но и отражен широчайший территориальный спектр находок, представляющих искусство I тысячелетия до нашей эры.

В экспозициях Эрмитажа выставлено 20% археологических находок, они представляют собой самые лучшие и хорошо сохранившиеся  изделия. Остальные  80% экспонатов Эрмитажа, хранятся в запасниках, они не столь зрелищные, и, в основном, интересны специалистам историкам и археологам.зв.-Бляшка с изображением козла -VI в. до н.э.-Кубань

Императорская археологическая комиссия Российской империи, а затем и СССР, распоряжалась находками, найденными во время археологических раскопок.

Сейчас ситуация изменилась, теперь предметы искусства остаются на той территории, где они были найдены. Эрмитаж может быть лишь временным хранителем найденных предметов искусства или принимать у музеев России археологические находки для временной экспозиции, с последующим возвратом.зв.-Келермеский кург.-Нащитная бляха в виде пантеры (VII в. до н.э.)

Созданное недавно государство Украина поднимает вопрос о возврате золотых сокровищ скифских курганов Причерноморья, хранящихся в коллекциях Эрмитажа.  Историю не повернёшь вспять!  В то время, когда были раскопаны курганы Причерноморья (Солоха, Куль-Оба и другие) — это было единое государство СССР, поэтому не может быть и речи о  передаче, образовывавшемуся новому государству Украине, археологических находок государства СССР, хранящихся сейчас в Эрмитаже, так как Россия является правопреемником  СССР.Семь Братьев, курган №4.

 

You can leave a response, or trackback from your own site.

2 Responses to “«Звериный стиль» в коллекциях Эрмитажа”

  1. Татьяна:

    Спасибо за ответ и информацию. А я сюда заглянула со страниц рубрики «Керкинитида – греко-скифский мир». Там не нашла окошка для комментария – пишу сюда (хотя и по «керкинитидской» теме – очень уж она зацепила…)
    Дело в том, что понятие греко-скифского мира мне хорошо знакомо. О зверином стиле слышала, образцы его видела (вспомнился снятый в 80-е годы фильм «Шествие золотых зверей»). Многие высказывания Геродота о славянах выучила наизусть (по роду профессии была с этим связана). «Славянские древности» Нидерле, вами цитируемые, прекрасно характеризуют взгляды Геродота на происхождение скифов и славян – их бы каждому из моих соотечественников читать-перечитывать… Что собой представляло Боспорское царство, отлично знаю (как, надеюсь, большая часть современных школьников). В Царском кургане под Керчью побывала – до сих пор свежо чувство испытанного восторга! Выглядел он, правда, в те годы гораздо хуже, чем сейчас. Видимо, реставрационные работы в нём только начинались.
    А вот о находке в Болгарии клада, и курганного царского захоронения в Свештари фракийского царя гетов и его супруги, относящегося к III веку до н. э., услыхала впервые. Это свежая информация. И о сибирской коллекции Петра Великого не знала (или забыла) – интересно было прочесть.
    Как же я вам благодарна за то, что на страницах этого проекта мне напомнили и о кургане, и о сходстве культур Крыма и Северного Кавказа! Это же всё – наша история, наша гордость… Большое вам, друзья, спасибо, за прекрасный ваш труд. Надеюсь, всё это недаром и принесёт плоды непременно.

  2. Благодарю Вас за внимание к нашему сайту, интересный комментарий и любовь к истории края. В культуре и искусстве многих стран мира в древности существовал «звериный стиль», но только в современной русской культуре «звериный стиль» сохранился, как древняя национальная языческая традиция, несущая функции оберега! http://www.evpatori.ru/kozuli-medovye-pryaniki.html — «Козули» — медовые пряники — ритуальные языческие обереги до сих пор пекут на Руси в виде фигурок коз, коров, овец, котов, кур, петухов, тетёрок, лошадей, свинок и сказочных оленей с ветвистыми рогами. Вспомнилось древнее изречение: «Всё течет, всё изменяется, кроме Души Народа»

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org